More Website Templates @ TemplateMonster.com - February 24, 2014!

Проведение инструктажа сотрудника перед его увольнением

В общих случаях в зависимости от ситуации увольнение сотрудника может повлечь за собой следующие негативные последствия.

  1. В связи с уходом сотрудника временно «оголяется участок работы, за который он отвечал: возникает срочная необходимость в новом работнике, которому требуется определенное время на адаптацию к работе.
  2. Возникает риск, что увольняющийся может разгласить конфиденциальную информацию, которая стала ему известна в процессе работы.
  3. Увольнение работника – это всегда проблема юридическая. Поэтому, если при увольнении не были соблюдены все предусмотренные действующим трудовым законодательством формальности, можно ожидать последующих выражений недовольства с его стороны, вплоть до обращения в судебные органы. Истец может требовать восстановления его на ранее занимаемую должность с выплатой заработной платы за время вынужденного прогула, и возмещения морального ущерба. При принятии судебного решения не в пользу предприятия, кроме того, придется возместить судебные издержки, в том числе расходы на адвоката.

В связи с этими обстоятельствами ответственные лица предприятия будут надолго отвлекаться от выполнения своих основных обязанностей, а имиджу предприятия будет нанесен определенный ущерб.

Проведение инструктажа сотрудника перед его увольнением. Ответственный за проведение инструктажа – обычно руководитель подразделения, представитель службы безопасности или один из первых заместителей руководителя предприятия. В ходе инструктажа затрагиваются следующие вопросы:

  1. напоминание о взятых обязательствах;
  2. разъяснение ответственности и последствий разглашения конфиденциальных сведений;
  3. разъяснение порядка действий при попытке кого-либо получить информацию о деятельности на предприятии;
  4. выяснить отношение увольняемого к факту увольнения, оценить его психологическое состояние, спрогнозировать возможное поведение.

Контроль взятых сотрудником обязательств после увольнения является элементом сдерживания его от разглашения конфиденциальных сведений, может быть реализован следующими методами:

  1. моделированием ситуаций путем провоцирования на разглашение сведений конфиденциального характера или совершения иных поступков, наносящих ущерб бывшему работодателю;
  2. телефонными напоминаниями о взятых обязательствах;
  3. контактом с системой безопасности новой фирмы по месту работы бывшего сотрудника.

В настоящее время широко применяется следующая практика принятия нестандартных мер воздействия на бывших сотрудников:

  1. Привлечение бывших сотрудников после их увольнения в качестве экспертов по отдельным вопросам с материальным вознаграждением их труда.
  2. Приглашение бывших сотрудников к участию в корпоративных праздниках и массовых мероприятиях.
  3. Материальное вознаграждение за предыдущую работу в виде выплат, подарков, бесплатных путевок на отдых, билетов в театр и т.д.
  4. Контакты с СБ компании, где работает бывший сотрудник в настоящее время. Освещение всех сторон его деятельности.
  5. Размещение (угроза разместить) в Интернете на профессиональных порталах информации о негативных фактах его деятельности.
  6. Направление информационных писем руководству предприятия, где работает бывший сотрудник в настоящее время.
  7. Направление информационных писем в вышестоящую инстанцию предприятия (владельцам бизнеса), где работает бывший сотрудник в настоящее время, с информацией о факте принятия на работу в подконтрольное предприятие сотрудника с отрицательной репутацией.
  8. В качестве мер профилактики важную роль играет широкое освещение фактов негативных действий бывшего сотрудника и их последствий среди работающих сотрудников своего предприятия.

Выводы:

  1. Проведение работы с сотрудниками перед их увольнением, в процессе и после увольнения предупреждает появление проблем, инициированных увольнением, является сдерживающим фактором для сотрудников, продолжающих работать на предприятии.
  2. Подготовка сотрудника к увольнению по инициативе администрации должна вестись планомерно и скрытно.
  3. Увольнение руководителя организации (главного бухгалтера) достаточно ответственная и более сложная процедура, требующая всесторонней оценки возможных вариантов развития негативных для организации событий и реализации специфических угроз.
Кадровая политика – концепция построения отношений руководства предприятия с персоналом, разработанная руководством предприятия, в определенной части узаконенная изданием ЛНА.
подробнее
Проверка подлинности и легитимности представленных документов при приеме на работу является обязательной и проводится службой безопасности предприятия.
подробнее
Одним из методов активного контроля является моделирование ситуации (МС). Метод применяется, когда руководству компании необходимо убедиться в честности и лояльности сотрудника.
подробнее