ДТП без страховки ОСАГО

В силу разных обстоятельств автомобиль может стать объектом аварии до того, как его владелец получит полис ОСАГО — документ, обязательный для каждого гражданина, эксплуатирующего ТС. В такой ситуации придется детально разобраться, что будет, если попал в ДТП без страховки, и не виноват в аварии.

В 2018 году страхование автоответственности — обязательное требование, которое должно выполняться всеми владельцами транспортных средств. Это предусматривает «Положение о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» № 431-П от 19.09.2014 (с изменениями от 01.01.2018).

Важно понимать, что наличие полиса ОСАГО защищает владельца пострадавшего в ДТП авто от значительных финансовых потерь. Но и в случае его отсутствия есть возможность получить компенсацию, если выполнить строго регламентированные действия как непосредственно при аварии, так и при последующем обращении в страховую компанию виновного.

Рассмотрим подробнее, кто выплатит ущерб пострадавшему, какие у него перспективы на решение финансовых вопросов без полиса ОСАГО и как избежать ошибок, типичных в таких ситуациях.

Содержание

Кто возместит ущерб при ДТП, если у пострадавшего нет страховки

Иногда участники аварии находятся в неравном положении в плане наличия полисов. В таких случаях больше всего некоторых пострадавших участников ДТП волнует, выплатят ли страховку, если у потерпевшего нет полиса ОСАГО, а у виновника есть.

ОСАГО обеспечивает застрахованным лицам защиту имущественных интересов, связанных с гражданской ответственностью в связи с повреждением чужого автомобиля. Поэтому расходы потерпевшего возместит компания, застраховавшая водителя, действия которого стали причиной аварии. ОСАГО позволяет покрыть полностью или частично издержки:

  • по ремонту ТС;
  • по лечению и компенсации утраченного заработка;
  • по погребению;
  • по потере кормильца.

Возмещение ущерба при ДТП, если у пострадавшего нет страховки, а виновник застрахован только по КАСКО, происходит гораздо сложнее. Объясняется это тем, что КАСКО не обеспечивает ответственность застрахованного гражданина перед третьими лицами. Такой вид страхования защищает только само транспортное средство от угона, хищения, причинённого ему ущерба.

При наличии у виновного ОСАГО либо КАСКО способы обращения за компенсацией будут разные.

Виновник застрахован по ОСАГО

Не менее важный момент — сроки выплат. Возмещение ущерба по ОСАГО с виновника аварии пострадавший сможет получить, если сразу после ДТП им приняты все необходимые меры, предусмотренные ПДД для аварийных ситуаций. Владелец пострадавшего авто должен поступить следующим образом:

  1. Открыто сказать, что страхование гражданской автоответственности (ОСАГО) у него отсутствует.
  2. Спросить у виновника аварии о наличии страховки, попросить показать полис ОСАГО.
  3. Посмотреть, записан ли виновник происшествия в полисе.
  4. Переписать или сфотографировать дату выдачи и номер полиса, информацию о том, где находится страховая организация, её контакты.
  5. Скопировать документы о страховании — это можно сделать при помощи фото или видео.
  6. Взять 1 экземпляр извещения о ДТП, который прилагается к полису, после того, как оно будет заполнено стандартным образом.
  7. Обратиться к страховщику виновного в аварии с заявлением о возмещении ущерба, приложив документы, предусмотренные п. 3.10 Положения об ОСАГО: извещение и справку о ДТП, Европротокол/копию протокола о ДТП, копии материалов, подтверждающих повреждения автомобиля.

В срок 5 дней (рабочих) страховая фирма обязана принять меры для осмотра пострадавшей машины. Практика показывает, что если соблюдены все требования по оформлению ДТП и фиксации повреждений, страховые компании виновных в аварии с полисом ОСАГО выплачивают ущерб пострадавшим без дополнительных судебных разбирательств.

Обратите внимание:

  • убедиться в действительности полиса ОСАГО можно на сайте РСА или в страховой компании (позвонить по контактному номеру).
  • если виновный водитель не вписан в полис ОСАГО, для потерпевшего это не имеет принципиального значения, т.к. факт ДТП всё равно является страховым случаем, вред от которого подлежит возмещению страховщиком по обращению пострадавшего. В дальнейшем страховая фирма взыщет с виновника ДТП сумму перечисленной потерпевшему компенсации – Закон об ОСАГО, ст. 14, п.1 п.п. «Д».

У виновника полис КАСКО

Владельцу пострадавшей в аварии машины наличие у виновника страховки КАСКО не всегда гарантирует имущественную защиту. Для КАСКО нет единых условий и правил, поэтому выплаты потерпевшему могут быть гарантированы страховщиком только в том случае, если это прописано в договоре. Когда такого пункта в договоре нет, единственный способ получить пострадавшим денежную компенсацию за повреждённую машину — взыскать всю сумму лично с виновного. Для этого нужно обратиться за судебной защитой или решить вопрос в досудебном порядке.

Возмещение ущерба по КАСКО возможно только для самого застрахованного лица при повреждении, угоне или хищении его автомобиля. Да и то лишь при неукоснительном соблюдении всех требований, предусмотренных договором о страховании.

Что делать, если пострадавший не застрахован по ОСАГО

Иногда при отсутствии полиса даже пострадавшие участники аварии необдуманно покидают место ДТП. Если у потерпевшего водителя нет страховки на машину, это не является поводом для самовольного оставления места происшествия до установления всех обстоятельств аварии. Ведь в таком случае при негативном сценарии степень ответственности только увеличится.

Если действовать по правилам, проблема решится небольшими выплатами. Само по себе отсутствие ОСАГО влечёт административную ответственность в виде штрафа. Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрено несколько случаев отсутствия полиса ОСАГО у водителя:

  • водитель не вписан в бланк страховки либо нарушен разрешённый срок использования полиса – 500 руб. (ст. 12.37, ч.1);
  • полис отсутствует, либо не продлён – 800 руб. (ст. 12.37, ч.2);
  • полис есть, но водитель забыл его дома либо полис оформлен в электронном виде, но бланк не распечатан — 500 руб. (ст. 12.3, ч.2).

С учётом возможности оплатить только 50% от суммы штрафа в срок до 20 дней с момента получения постановления об административном наказании, финансовые потери, связанные с отсутствием полиса, представляются незначительными по сравнению с суммой ущерба, причинённого автомобилю, и наказанием за оставление места аварии.

Водитель, оказавшийся участником дорожного происшествия, особенно в том случае, если он невиновен, должен придерживаться следующих правил поведения:

  1. Оставаться спокойным.
  2. Выполнить первоочередные требования ПДД: включить сигнал аварийки, поставить знак аварийной остановки, оказать первую помощь пострадавшим, обеспечить вызов скорой.
  3. Заняться урегулированием вопросов, связанных с происшествием: осмотреть место, провести фото/видеофиксацию существенных моментов, не передвигать машину и не убирать разлетевшиеся части, взять контактные данные у свидетелей происшествия.
  4. Выяснить все вопросы о страховом полисе виновного.
  5. Вызвать инспекторов ГИБДД, чтобы они оформили происшествие. Особенно важно это сделать в случае расхождения мнения участников аварии о виновности/невиновности.

Если машина получила незначительные повреждения, жертвы отсутствуют, спорных моментов нет, решить вопрос о возмещении вреда можно на месте с помощью составления Европротокола. В такой ситуации достаточно написать расписку в том, что денежные средства получены, претензии отсутствуют.

Водителю пострадавшего авто следует помнить, что если не вписан в страховку и попал в ДТП он не по своей вине, то есть возможность получить компенсацию вреда лично от виновника (на месте или при обращении в суд) или от его страховой организации. Однако нельзя соглашаться на предложение виновного возместить ущерб без оформления аварии и без её фиксации. Если виновный в аварии в дальнейшем откажется от своих слов о компенсации или скроется, возместить ущерб обычно не удаётся.

Как доказать свою невиновность

Судебная практика по делам о возмещении ущерба при ДТП показывает, что закон стоит на стороне пострадавшего. Однако прежде нужно доказать свою невиновность. Для этого используют:

  • данные видеорегистрации, помогающие точно определить траекторию движения участников аварии, были ли нарушения;
  • записи камер видеонаблюдения, расположенных на ближайших зданиях;
  • показания свидетелей, контактные данные которых были записаны на месте аварии.

Важную роль для доказательства невиновности играет оформление ДТП представителями ГИБДД. Для того чтобы не произошло искажения реальной картины происшествия, необходимо грамотно общаться с автоинспекторами:

  1. Разговаривать уравновешенным тоном.
  2. Подробно описать инспектору своё видение произошедшего, возможные причины и обстоятельства аварии.
  3. Проверить, внесены ли в протокол все повреждения и сведения, связанные с причинами и обстоятельствами аварии, в том числе информация о месте происшествия, дорожной инфраструктуре. При несогласии с записями, сделанными в протоколе, нужно обязательно написать фразу «Не согласен» и расписаться.
  4. Не уезжать с места происшествия, пока не будут получены документы, необходимые для дальнейшего обращения за возмещением ущерба: копии постановления о нарушении, протокола, извещение о ДТП.

У сотрудников ГИБДД следует уточнить, как будет проходить дальнейшее расследование. Нельзя выпускать ситуацию из-под своего контроля до окончания разбирательства.

5 причин отказа страховщика виновного выплатить компенсацию по полису ОСАГО

Существует несколько ситуаций, при которых страховщик виновного лица, имеющего полис ОСАГО, может отказать в выплате компенсации пострадавшему на законных основаниях:

  1. Вина водителя, действия которого предположительно стали причиной аварии, не доказана – если ни один пункт ПДД не нарушен кем-либо из участников ДТП, суд, как правило, устанавливает обоюдную вину и определяет выплату компенсации всем участникам происшествия пропорционально степени этой вины. Именно поэтому так важно для пострадавшего, не имеющего полиса ОСАГО, доказать собственную невиновность.
  2. ДТП произошло за пределами Российской Федерации – полис ОСАГО (как и КАСКО) страхует гражданскую ответственность автовладельца исключительно в РФ.
  3. Виновник рассчитался с пострадавшим на месте – дважды получить компенсационные выплаты за одни и те же повреждения нельзя. Оформление расписки о возмещении ущерба на месте защищает обе стороны: виновного – от мошеннической попытки пострадавшего взыскать ущерб сначала на месте, а потом в страховой компании виновного, пострадавшего – от отказа виновного от выплаты после обоюдной договорённости.
  4. Пострадавший не собрал для страховой компании виновного полный пакет документов по факту ДТП.
  5. Потерпевший отказался предоставить в страховую компанию виновного свой автомобиль для осмотра или отремонтировал его до того, как осмотр был произведён.

Если страховая организация виновного признана банкротом или лишена лицензии, компенсационную выплату производит Российский союз автостраховщиков. Для этого пострадавший должен самостоятельно сделать экспертизу, стоимость которой также возместит РСА.

Что делать, если у виновника тоже нет страховки

Иногда ситуация с компенсацией усложняется. Например, не так просто решается вопрос возмещения ущерба при ДТП без страховки у виновника и пострадавшего. Если нет жертв, а вина второго участника очевидна, он её добровольно признаёт и выплачивает всю сумму на месте, проблем обычно не возникает. Но так просто решаются не все проблемы, и при отсутствии полиса возможны разные варианты:

  • потерпевший подает в суд на спровоцировавшего ДТП;
  • составляется досудебная претензия.

При этом большое значение имеют действия пострадавшей стороны после аварии. Потерпевшему необходимо без промедлений вызвать сотрудников ГИБДД и заняться оформлением происшествия. Документы понадобятся в суде, если с виновником не получится договориться по-хорошему.

Узнать, кто и как возместит ущерб, если у виновника ДТП есть страховка, что делать, когда у виновного отсутствует полис ОСАГО, куда обращаться, если виноват, можно в подробном тематическом обзоре на нашем сайте.

Запомните! Отсутствие страховки у потерпевшего не может являться причиной отказа ему в выплате компенсации.

Виновник ДТП без страховки ОСАГО

Требование о возмещении причиненного ущерба с виновника в отсутствии у него полиса ОСАГО основано на общих началах и принципах гражданского законодательства. При этом причины, в силу которых виновник ДТП не застраховал свою гражданскую ответственность — будь то его желание сэкономить, приобретение автомобиля менее чем за десять дней до ДТП и т.п., при взыскании суммы ущерба не имеют никакого значения. Они не могут служить основанием, освобождающим виновника ДТП от ответственности, равно как и выступать обстоятельством смягчающим его вину.

Важно! Виновник ДТП, при отсутствии у него полиса ОСАГО, оплачивает причиненный ущерб за счет собственных средств.

Отсутствие у виновника ДТП полиса ОСАГО влияет и на определение размера ущерба. В частности, здесь не принимается во внимание износ транспортного средства, сумма к взысканию складывается из полной стоимости заменяемых запасных частей и нормо-часов на восстановительные работы по среднерыночным ценам, действующим в регионе ДТП.

Важно! Виновник ДТП без страховки обязан возместить причиненный ущерб в полном объеме.

В общих чертах взыскание ущерба с виновника ДТП, не оформившим полис ОСАГО, в последовательности действий особо не отличается от обращения за обращением компенсацией в страховую компанию. Разница лишь в том, что чаще всего в таких делах взыскивать причиненный ущерб приходится в судебном порядке. В случае если у виновника отсутствует полис ОСАГО — оформление дорожно-транспортного происшествия осуществляется сотрудниками полиции. Поэтому прежде чем принимать решение о вызове инспектора ГИБДД или оформлении европротокола, стоит убедиться в наличии у виновника действующего полиса ОСАГО, а при наличии сомнений в его подлинности, проверить через соответствующие сервисы РСА, представленные на их официальном сайте. Поскольку мобильный телефон находится всегда под рукой, сделать это можно в любой момент.

Важно! Обращению в суд предшествует должное оформление дорожно-транспортного происшествия.

После оформления дорожно-транспортного происшествия и получения необходимых копий документов, следует оценить размер причиненного ущерба и стоимость восстановительного ремонта. Для этих целей организуется проведение экспертизы, о времени и месте проведения которой телеграммой извещается виновник происшествия. До обращения в суд не лишней будет попытка достигнуть соглашения с виновником ДТП о добровольном возмещении причиненного ущерба. Если удастся достигнуть договоренности – составляется письменное соглашение, в котором отражаются причины возникновения долга, его сумма и порядок ее выплаты: либо к определенному времени, либо в течение установленного срока с разбивкой по суммам платежа, либо без таковой.

В случае если виновник не согласен с суммой ущерба или отказывается ее выплачивать добровольно, выход только один – обращение в суд. Исковое заявление о взыскании суммы ущерба с виновника дорожно-транспортного происшествия подается в суд по месту его жительства. Исключений в данном случае из общих правил подсудности спора нет. В зависимости от суммы ущерба: превышает она пятьдесят тысяч рублей или нет, иск может быть подан мировому судье или в районный суд. С виновника, также подлежит взысканию, расходы, понесенные на оценку ущерба, величина утраты товарной стоимости автомобиля, расходы на оплату услуг представителя.

Важно! Не стоит при предъявлении иска заявлять требование о компенсации морального вреда. В данном случае в отличие от споров со страховой компанией моральный вред взысканию не подлежит.

С вступлением вынесенного судом решения в законную силу, оно подлежит передаче к исполнению в службу судебных приставов. Для этих целей в канцелярии суда получается исполнительный лист, на основании которого по заявлению потерпевшего судебным приставом-исполнителем должно быть осуществлено исполнительное производство и произведено взыскание ущерба, в размере установленного судом.

Стоит учитывать тот факт, что если виновник аварии имел полис ОСАГО, а потерпевший нет, то страховая компания вправе после выплаты страхового возмещения другому участнику ДТП, на основании п.1 ст. 965 ГК РФ взыскать с виновника уплаченные денежные средства в порядке суброгации.

Потерпевший в ДТП без страховки ОСАГО

В случае с отсутствием полиса ОСАГО у потерпевшего, дела обстоят несколько проще. Административного штрафа ему, конечно, не избежать, а вот с возмещением ущерба судебных мытарств может и не быть. В отсутствие у потерпевшего полиса ОСАГО он не лишается права на получение страхового возмещения. Вот только обращаться за ним ему придется в страховую компанию виновника. Подобное положение вещей связано с тем, что по ОСАГО страхуется не имущество, а ответственность его владельца перед третьими лицами за причинение вреда в результате использования транспортного средства.

В основном алгоритм обращения в страховую компанию виновника аналогичен тому, что и при подаче заявления в свою компанию в порядке прямого возмещения ущерба.

От потерпевшего требуется предоставить аналогичный пакет документов, также происходит оценка полученного ущерба, и в отведенные законом двадцать дней с даты обращения должна быть произведена выплата страхового возмещения. Причем на ее размер отсутствие у потерпевшего полиса ОСАГО не влияет. Отсутствие у потерпевшего в дорожно-транспортном происшествии полиса ОСАГО также не может служить основанием для отказа в выплате ему страхового возмещения. Подобный отказ может быть обжалован в судебном порядке с достаточно высокой перспективой вынесения решения в пользу истца.

Важно! При отсутствии у потерпевшего в ДТП полиса ОСАГО он вправе обратиться за выплатой страхового возмещения в компанию виновника.

Что делать, если попал в ДТП без страховки?

На тот случай если вы попали в ДТП без страховки особых рекомендаций нет. Процедура его оформления ничем не отличается от порядка оформления ДТП при наличии страховки у его участников. Как уже было отмечено выше, оформление ДТП в таком случае происходит исключительно сотрудниками ГИБДД, возможность его оформления по «европротоколу» исключена. Каждому из участников подобного ДТП, независимо от их роли (статуса): виновный или потерпевший, при оформлении ДТП стоит убедиться в наличии в процессуальных документах контактных данных участников (паспорт, адрес, номер телефона). Именно на основании этих сведений определяется суд, в который в перспективе будут обращены требования о взыскании причиненного ущерба.

Важно! Оформление ДТП по европротоколу допускается только в том случае, если оба водителя застраховали гражданскую ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Алгоритм действий водителя при возникновении ДТП должен быть в любом случае соблюден:

  • вызвать сотрудников ГИБДД на место ДТП;
  • ни в коем случае до приезда сотрудников ГИБДД не передвигать транспортное средство и не покидать место аварии;
  • по возможности зафиксировать место аварии на фото или видеосъемку;
  • найти свидетелей ДТП и попросить их предоставить вам телефоны и адреса;
  • после того, как сотрудники ГИБДД произвели соответствующие действия, следует убрать с места ДТП транспортные средства, чтобы они не создавали препятствия другим водителям.

Сотрудниками ГИБДД в обязательном порядке должны быть произведены указанные действия:

  • составление схемы места ДТП;
  • осмотр транспортных средств и определение повреждений;
  • определение виновника ДТП;
  • опрос свидетелей (при наличии) или просмотр видеозаписи, зафиксировавшей происшествие;
  • оформление протокола.

После того, как инспектор произвел вышеперечисленные действия, он обязан выдать копию составленного протокола всем участникам ДТП. Данный документ выступает доказательной базой при определении виновности в суде одного из водителей.

Как взыскать неустойку с физического лица при ДТП без страховки

В соответствии с ч.1 ст.1064 ГК РФ если ущерб был нанесен имуществу гражданина, то лицо, которое нанесло данный ущерб, обязано возместить его в полном объеме. ГК РФ относит использование автомобиля к видам деятельности, создающим повышенную опасность для окружающих (ст. 1079 ГК РФ). Владелец автотранспорта обязан возместить причиненный вред, если не докажет наличие обстоятельств, исключающих его ответственность. Учитывая факт, что лицо, которое стало виновником аварии, не имеет полиса обязательного страхования гражданской ответственности, то потерпевший вправе взыскать причиненный ему вред только в порядке судебного производства.

Для этого ему необходимо предъявить исковые требования по месту проживания ответчика в суд общей юрисдикции. Стоит учитывать, что если цена иска определена менее 50 тысяч рублей, исковое заявление направляется мировому судье, в остальном случае данное гражданское дело рассматривает районный суд согласно ст.23, ст.24 ГПК РФ. Общее основание взыскания ущерба с собственника — это наличие вины. При распределении ответственности судебная практика исходит из принципа виновности, в первую очередь — водителя, находившегося за рулем автомобиля в момент аварии.

При удовлетворении требований заявителя, суд учитывает все обстоятельства дела и обязывает лицо, которое причинило вред, возместить вред в натуре (к примеру, оплатить ремонт автомобиля) либо возместить причиненные убытки согласно ст. 1082 ГК РФ.

Важно! Сроки возмещения имущественного вреда судом не устанавливаются.

Согласно п. 12 ст. 30 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» после получения виновником ДТП постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного на основании решения суда, судебным приставом-исполнителем, устанавливается пятидневный срок, когда он может добровольно исполнить свое обязательство.

Если же постановление не было оспорено и в указанный срок виновник ДТП не исполнил обязательства, судебный пристав-исполнитель начинает процедуру по розыску денежных средств, имущества и иных доходов должника, на которые может быть обращено взыскание. Исполнительный лист будет направлен на официальное место работы виновник ДТП и в соответствии со ст. 138 Трудового кодекса РФ с заработной платы последнего могут удерживать до 50%, пока обязательство не будет исполнено. Судебный пристав-исполнитель может наложить арест на имущество или иные доходы должника. Возможна и опись его вещей (бытовая техника, дорогая мебель и т. д.) по месту проживания или регистрации, которые будут изъяты и проданы на торгах. Вырученные средства же пойдут на погашение долга.

Если вы попали в подобную ситуацию, следует сразу обратиться за помощью к юристу. При обращении к специалисту, он сможет, проанализировав ваши документы, определить дальнейшее максимально удачное для вас развитие ситуации. Наши автоюристы готовы предложить свою помощь, обратитесь к нам, воспользовавшись формой обратной связи или позвонив по указанным на нашем сайте номерам телефонов.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует.

Получить бесплатную консультацию

Привет всем читателям блога Kulikavto.ru.

Сегодня расскажу о том, какие для водителя могут быть последствия в случае, если попал в ДТП без страховки и он виновник происшествия.

Если же вы не виноваты, то вам сюда: Виновник ДТП без ОСАГО: как быть? Подробное описание всех ситуаций + образцы документов и пошаговая инструкция при обращении в суд

К сожалению, попадание в ДТП – это одно из частых неприятных происшествий и хорошо если водитель имеет полис ОСАГО, тогда последствия полностью или частично берет на себя страховая компания (СК).

Но что если на момент аварии у вас по каким-либо причинам не оказалось действующей страховки, а вы являетесь виновником? Например, не успели ее продлить, она у вас сезонная или просто нет желания тратить на страхование лишние деньги, надеясь на свое водительское мастерство и опыт.

Тогда придется разбираться со всеми последствиями самостоятельно и вот тут автомобилисту нужно ясно себе представлять все предстоящие процедуры, варианты решения проблемы и свои права. Иначе вам могут вменить излишнюю вину, затребовать необоснованно завышенную компенсацию и просто промотать лишние нервы.

Какие последствия и перспективы имеются для водителя-виновника ДТП если у него нет страховки?

Кто определяет виновность участника ДТП?

Итак, по вашей вине произошло ДТП, а у вас нет действующего ОСАГО. Тут многое зависит от характера происшествия. Если в аварии приняли участие три и более транспортных средств (ТС), то это тема отдельной статьи, а мы возьмем классический вариант с двумя участниками.

Вы должны знать, что даже явная видимость вашей вины в происшествии не означает ее фактическую констатацию на все 100%. То есть не нужно сразу объявлять: «я виноват», т. к. это может оказаться не так. Ведь если участники столкновения не являются работниками ГИБДД или автоэкспертами, то точно определить принадлежность виновности или ее степень они вряд ли смогут.

В лучшем случае это будет приблизительная картина событий и опыт показывает, что обычно у каждой стороны она своя, поэтому предварительно-точное заключение может дать только инспектор ДПС, после обследования места аварии.

Именно предварительное заключение, т. к. никакая составленная на месте ДТП документация не определяет виновность, а является лишь официальным основанием для этого.

А кто ее определяет на все 100%? Определяет суд.

Но только в том случае, если предполагаемый виновник не возьмет добровольно всю ответственность на себя. И для этого достаточно лишь добровольно оплатить выписанный инспектором штраф, соответствующий характеру происшествия.

Таким действием предполагаемый виновник переводит себя в разряд установленных, учтите это и если вы не со всем согласны, то с оплатой штрафа повремените до выяснения.

Какие могут быть варианты действий у виновника ДТП?

Общее правило, в случае ДТП и отсутствия у его виновника страховки, предполагает самостоятельное полное возмещение потерпевшей стороне нанесенного ущерба. Это самое главное, но только в том случае, если происшествие не привело к тяжким последствиям для участников столкновения и третьих лиц.

То есть, вариантов два:

  • Исчерпание инцидента в частном порядке на месте происшествия.
  • Решение вопроса официально с привлечением работников ДПС.

В случае, если ДТП не является катастрофическим и технике причинен ущерб малой или средней тяжести, а людям только незначительный вред (небольшие синяки и ссадины, кроме области головы), то инцидент можно исчерпать на месте, без вызова правоохранителей.

В случае тяжелых последствий аварии: сильные повреждения ТС и значительный вред здоровью, а также при несогласии сторон по вопросу виновности или суммы компенсации, необходимо вызывать ДПС, для официального оформления ДТП.

Исчерпание инцидента по ДТП на месте без вызова правоохранителей

Если вы видите, что вина за ДТП с большой долей вероятности ляжет на вас и признаете это, то вышеуказанный вариант будет наилучшим. Но только в том случае, если предполагаемый потерпевший согласен на такое решение и не предъявляет непомерно завышенных требований по части компенсации, которые вы не готовы или не в состоянии выполнить.

Если потерпевший, после предварительного осмотра повреждений, согласен решить вопрос о возмещении с вами самостоятельно, то сделайте видео и фото фиксацию места происшествия, причиненных повреждений и уберите ТС с проезжей части на обочину для более детального обследования.

После оценки повреждений вы должны прийти с потерпевшим к соглашению о сумме возмещения и уплатить ее на месте, взяв финансовую расписку в получении денег с обязательным указанием того, что инцидент полностью исчерпан.

Если же с правильной оценкой ущерба возникли затруднения, то можно отогнать машину на СТО, где это сделают более профессионально. А если нужной суммы на руках нет, то допустимо уплатить ее часть, предоставить какой-либо залог (электроника, съемные или запасные элементы авто и т. п.) и в расписке указать время и место выплаты остальной суммы, не забыв прописать что и в каком состоянии оставляется в залог.

Официальное оформление ДТП и исчерпание инцидента официальным путем

Какие есть плюсы и минусы при подобном развитии событий?

Если частного соглашения по исчерпанию инцидента достигнуть не удалось, то делу будет дан официальный ход, который не обязательно будет для вас более затратный по деньгам, но уж точно времени и нервов он заберет больше.

Основные минусы

Из очевидных минусов, учитывая отсутствие ОСАГО, можно отметить следующие:

  • Обязательный штраф по ОСАГО – за езду без страховки вы оплатите 800 руб.
  • Штраф по ДТП – в зависимости от характера нарушения или их совокупности (если они имеются) вам будет выписан штраф по тарифам предусмотренным главой 12 ПДД, содержащей 37 статей для различных правонарушений. Суммы этих штрафов могут быть немалыми. Например, при обнаружении признаков остаточного опьянения, сумма штрафа составит 30 тыс. руб.
  • Дополнительные санкции – кроме штрафов, если это предусмотрено законом, на предполагаемого виновника могут быть наложены санкции такие, как лишение права управления ТС и др.
  • Сумма выплат – при официальном разбирательстве сумма выплат обыкновенно больше, за счет начисления различных дополнительных расходов потерпевшего: на юридическое сопровождение, экспертизу и др. услуги. А если дело дойдет до суда, то возможны выплаты и сверх фактического ущерба.
Единственный плюс

Как видите, минусов предостаточно и большая часть из них довольно серьезны. Ну а плюс для виновника без страховки тут может быть только один – возможность объективного расследования дела и назначение справедливой компенсации.

Помните, как в кинофильме «Иван Васильевич меняет профессию» Антон Семенович Шпак перечислял убыток: «Три магнитофона, три кинокамеры заграничных, три портсигара отечественных, куртка замшевая… три куртки…».

Ну вот, примерно в таком духе, может озвучить свои претензии потерпевший, а независимая экспертиза даст точные сведения, да и суд может учесть сопутствующие обстоятельства и уменьшить, а не только увеличить сумму заявленной компенсации.

Официальный ход дела – что это означает и что следует учитывать виновнику
Исходные документы

Официальный ход дела не обязательно означает судебный иск. В первую очередь это официальное оформление ДТП для получения документации, которая может далее использоваться в суде.

Данная документация нужна не только потерпевшему, но и виновнику, поэтому желательно взять с места происшествия у инспектора не только справку о ДТП, но и копии других документов: схемы происшествия, протокола об административном правонарушении (если оно выявлено), акта медицинского освидетельствования (если нужен).

Что делать если инспектор явно не прав и отражает в документации неверные факты? В этом случае вы имеете возможность указать в поле для объяснений свою позицию и перечислить нарушения инспектора. Также вы можете вообще отказаться подписывать протокол или написать «не согласен».

Старайтесь все делать письменно, а не словесными оправданиями наподобие «в этом я не виноват, а в этом частично» – ваши сомнения должны быть зафиксированы документально на месте ДТП.

Техническая экспертиза автомобиля потерпевшего

В дальнейшем потерпевший скорее всего будет проводить техническую экспертизу повреждений, на которую в обязательном порядке должен пригласить вас почтовой телеграммой с уведомлением, в которой указано место, дата и время проведения обследования.

При оформлении первичных документов о ДТП точно укажите свой почтовый адрес, т. к. если телеграмма до вас не дойдет по причине отсутствия адресата, это не будет учитываться в вашу пользу.

На экспертизе вам лучше присутствовать и контролировать ее ход. Она будет начата ровно через 30 минут после указанного в телеграмме времени, поэтому постарайтесь не опаздывать. Не забудьте взять себе копию экспертного заключения.

Досудебная претензия от потерпевшего

После экспертизы пострадавшая сторона заказным письмом с уведомлением отправит на ваш адрес пакет документов досудебной претензии. В ней должны быть точно отражены обстоятельства ДТП и перечислены пункты по которым требуется возмещение с итоговой суммой.

Внимательно ознакомьтесь с данным документом, проверьте соответствие содержащейся в нем информации, а в идеале обсудите его с юристом. На ознакомление с данной претензией по закону вы имеете 30 календарных дней. По истечении этого срока на вас будет подан иск в суд.

Если особенных перегибов с суммой возмещения нет, и вы со всем согласны, то лучше на данном этапе оплатить компенсацию и исчерпать инцидент. Если же согласия по предъявленным требованиям или же по всей сути произошедшего у вас нет, то начинайте готовиться к суду.

Судебный иск от потерпевшего

Если вы не согласны с предъявляемыми к вам претензиями, то для суда следует нанять юриста и построить стратегию своей защиты. При явных признаках того, что вы проиграете дело и на вас к основному иску повесят еще и другие выплаты, разумнее всего убедить суд в своей материальной несостоятельности для выплат в полном объеме и ходатайствовать об уменьшении суммы возмещения.

Если для подобного ходатайства есть основания (инвалидность, иждивенцы, факт малообеспеченности семьи и т. п.), то суд обычно идет навстречу и присуждает значительно меньшее (до 50%) возмещение. Но и его вы не обязаны выплачивать сразу и в полном объеме – выплаты можно проводить небольшими ежемесячными перечислениями.

При наличии фактов в вашу пользу, и вашей уверенности, что требования к вам явно завышены, постройте стратегию защиты на этом.

Если в ходе суда действительно вскроются обстоятельства, указывающие на неоправданное завышение исковой компенсации или выяснится, что ваша вина лежит на вас не полностью, то суд может совсем отказать истцу в удовлетворении его иска, с постановлением, что поврежденная машина каждого участника ДТП восстанавливается за личный счет владельца. Или будет присуждено частичное возмещение.

Даже постановление суда, при вашем с ним несогласии, можно обжаловать апелляцией, решения по которой часто бывают существенно объективней.

Важные нюансы для виновной стороны

Может ли участник происшествия отвечать за него без прямого наличия вины?

К сожалению, да, может, хотя это и выглядит на первый взгляд нелогично. Почему такое возможно?

Дело в том, что возмещение причиненного ущерба основывается на нескольких статьях ГКРФ. Базовой тут является статья 1064, описывающая обобщенные принципы ответственности за ущерб имуществу и вред здоровью.

А в качестве дополнения к ней служит статья 1079, устанавливающая ответственность за ущерб и вред деятельности, классифицируемой как повышенная опасность, куда входит весь автотранспорт.

Так вот, именно последняя статья уточняет, что ущерб и вред причиненный вашим авто даже без вашего участия и ведома, возмещать придется вам.

Как это может выглядеть на деле? Наиболее характерный пример: самопроизвольное движение машины, в результате которого кто-то пострадал или кому-то был нанесен ущерб. Или же вы оставили авто с открытой дверью близ детской площадки, а дети, балуясь, случайно привели машину в движение, что имело последствия.

В общем, суть тут ясна: машина – это как, к примеру, оружие, за ненадлежащий надзор по которому наступает ответственность, о чем все прекрасно знают. То же относится ко всем объектам повышенной опасности.

Есть ли случаи, при которых ответственность владельца авто за причиненный ущерб не наступает?

Да, есть и не единичные.

Неодолимая сила

Согласно все той же ст. 1079 владелец автомобиля освобождается от ответственности за причиненный его ТС вред или ущерб, если к делу имеют отношение обстоятельства неодолимой силы.

Что это такое, неодолимая сила? Обычно под этим подразумевается стихия, но это более широкое понятие. Неодолимая сила – это обстоятельства, которые человек не имел возможности предвидеть и что-либо противопоставить им.

Пример? Пожалуйста: ураган подхватил ваше авто и столкнул его с соседней машиной – тут нет виновных и при более тяжелых последствиях подобное классифицируется как несчастный случай.

Неправомерное завладение автотранспортом

При неправомерном завладении транспортом другим лицом, что является временным или постоянным фактом прекращения владения ТС. Например, злоумышленник взломал и угнал ваше авто, а потом сбил на нем человека.

Всю ответственность нести будет он, если не будет доказано ваше соучастие или попустительство при завладении ТС. Так что будьте внимательны – брошенная открытой дверь и ключ в замке зажигания может быть расценено как попустительство с вашей стороны.

Содействие потерпевшего нанесенному ущербу

Еще, если доказано, что вред или ущерб вашей машиной был причинен при активном и явном содействии этому потерпевшего, то вина с вас может быть снята частично или полностью.

Например, какой-то самоубийца выбрал вас и ваш автомобиль своим орудием и намеренно бросился под колеса. В данном случае ответственность наступит не полная – вы будете наказаны за невнимательность к внезапно появившимся препятствиям, но не за неосторожный наезд, что исключает уголовную статью, даже при гибели потерпевшего.

Производственно-наемные отношения

Ну и самое интересное. Если ваш автомобиль является орудием наемного труда, а вы наемный работник (шофер, к примеру), то в случае причинения этим автомобилем ущерба, он покрывается из корпоративных средств работодателя.

Видите, есть справедливый противовес положению, по которому наемный водитель обязан оплачивать штрафы за не продленный работодателем полис ОСАГО.

Но данная норма относится только к случаям нанесения материального ущерба. А если был причинен вред здоровью, тогда вся ответственность ложится на водителя, вне зависимости от принадлежности его транспорта.

Полезные советы

  • Ни в коем случае не грубите потерпевшему, т. к. он может использовать это в суде как основание для дополнительных выплат.
  • Если ДТП не имеет серьезных последствий, то на оживленной трассе оставлять машины не следует, т. к. по новым правилам за это можно получить штраф. При помощи фото или видео зафиксируйте положение столкнувшихся машин и переместите их на обочину, ожидая приезда ДПС.
  • Не оформляйте за взятки полис задним числом (страховка задним числом после дтп) – лучше не пытайтесь обмануть природу, т. к. она за это может назначить уголовное производство по ст. 33.4 и 159.3 УКРФ и потом можно действительно оказаться в каком-нибудь сибирском ИТК в экологически чистой местности.

Из данной статьи вы уяснили, что если водитель не купил ОСАГО и попал в ДТП как виновник, то лучшим вариантом будет урегулировать вопрос в частном порядке на месте или же с отсроченным платежом. Но если делу был дан официальный ход, то это не означает, что вы обязаны уплачивать все то, что потерпевший требует по своему иску.

Были ли вы когда-нибудь виновником ДТП при отсутствии полиса ОСАГО? Если у вас есть подобный опыт, то расскажите читателям в комментариях о том, как решалась проблема в вашем случае. Если же вам что-то не совсем ясно, то задавайте вопросы и я обязательно на них отвечу.

Видео-бонус: 10 шокирующих увольнений с работы :

Статья подошла к завершению и на сегодня я с вами прощаюсь. Ожидайте следующих публикаций, которые удобно отслеживать при помощи подписки на обновления блога – попробуйте и вы оцените эту полезную функцию. Если данная статья вам понравилась, то жмите кнопки социальных сетей – поделитесь найденной информацией с друзьями, ведь интернет огромен и этим вы поможете отыскать в нем требуемое другим людям.

Всё. Пока!

Может ли дисциплинированный водитель оказаться виновником ДТП, не имея страховки?

Некоторые автомобилисты, прочитав вышеприведенное, махнут рукой, подумав: «меня это не касается, я честный человек и всегда покупаю полис».

Но есть еще три категории автомобилистов, которым нужно читать статью дальше, несмотря на честность и дисциплину:

  1. Сезонные водители;
  2. Сменные владельцы;
  3. Водители-профи.

Сезонные водители

В последние годы, из-за возросших цен, стали популярны сезонные полисы (на 3 и 6 мес.). Их покупают дачники, студенты, женщины-пенсионеры, некоторые категории отдыхающих и т. п.

Конечно, обеспечение страховкой какого-либо времени года не исключает периодического использования машины вне страхового периода. Ведь разные бывают случаи – не платить же тысячи рублей за пару поездок. И по закону подлости именно в такие моменты случается ДТП.

Сменные владельцы

Еще более обширная категория – это сменные владельцы. Мало кто не ездил на машине с обозначением в страховке, как водитель допущенный к управлению (вписанный). Но зачастую на такое вписание нет времени, т. к. ехать нужно срочно. А спешка чаще всего и приводит к ДТП.

Важно: владельцем транспортного средства (далее ТС) является не его собственник, а тот, кто на законных основаниях находится за рулем. При ДТП время нахождения за рулем не имеет значения – это может быть и пара минут на пробу управления.

Водители-профи

Есть еще и третья, менее обширная категория – это профи вождения, или считающие себя таковыми. Некоторые водители, имея солидный безаварийный стаж, приходят к логическому заключению, что зря «выкидывают деньги на ветер» и приобретают всяческие подделки.

Но в ДТП огромную роль имеет множество случайных факторов, предусмотреть которые на все 100% не сможет никто. Поэтому риск аварии распространяется на всех без исключения, в том числе и в качестве виновного лица.

Итак, из изложенного выше становится понятно, что риск оказаться виновником ДТП не имея автогражданки, касается почти всех, а ознакомиться с приведенной ниже информацией полезно каждому.

Административная ответственность водителя-виновника ДТП

Что грозит виновнику? Если исключить множество административных взысканий, касающихся сопутствующих происшествию нарушений (опьянение, отсутствие прав, всевозможные нарушение ПДД и т. д.), то за сам полис на сегодня предусмотрена только одна ответственность – штраф.

Его сумма определяется в зависимости от обстоятельств, прописанных в статье 12.37 КоАП РФ. Данная статья имеет две части, которые разграничивают наказания для тех, кто грубо нарушает правила ОСАГО, и для тех, у кого полиса вообще нет.

  • Часть 1 – предусматривает наказание для сезонных водителей и сменных владельцев в виде штрафа суммой 500 руб. Полис у них есть, но он используется с грубыми нарушениями (езда вне страхового периода и езда без записи о допуске к управлению);
  • Часть 2 – предусматривает наказание для лиц, не имеющих договора автогражданской ответственности в виде штрафа суммой 800 руб.

Вот и все наказание. Очевидно, что подобные взыскания довольно гуманны. Но с другой стороны, это является одной из причин широкого распространения практики езды без ОСАГО, особенно в удаленных от оживленных магистралей районах России. Посмотрите видео о взыскании ущерба с виновника.

В каких случаях считается, что полис у водителя отсутствует?

Описанные выше различия в суммах штрафов не должны вводить автомобилистов в заблуждение – это всего лишь различия в мере административного наказания, соответственно степени вины.

Само же нарушение для обоих вариантов едино. Это очень важно понимать т. к. для претензионного взыскания нет разницы, по которой из частей ст. 12.37 вас оштрафовали и на какую сумму.

Для страховщиков и суда засчитывается, что у вас отсутствует ОСАГО в следующих случаях:

  • Если вы его по какой-то причине не приобрели;
  • Если вы просрочили продление страхового периода;
  • Если вы ездите на авто в нестраховой период;
  • Если вы не вписаны в имеющийся чужой полис как допущенное к управлению лицо;
  • Если вы имеете на руках подделку.

Важно: если обнаруживается, что полис является недействительным по халатности или корыстному умыслу штатного работника (или официального представителя) страховой компании (далее СК), то вина за это ложится на страховщика и выплаты должны быть осуществлены в общем порядке.

Оправдывает ли себя езда без ОСАГО с угрозой штрафа?

У некоторых водителей возникнет вопрос: а может без автогражданки действительно выгодно ездить, раз штрафы такие божеские. Для какой-то категории населения, проживающей в малонаселенных и труднодоступных районах, это иногда действительно выгодно.

Но для большинства граждан дело 500 или 800-и рублями не закончится. Ведь данная сумма не является разовым взысканием – вас могут штрафовать бесконечно, в результате чего общий убыток может многократно превысить мнимую выгоду.

Да, после штрафа вы имеете право какое-то расстояние передвигаться безнаказанно, но только до места проживания (если дело было во внерабочее время), или до ближайшего места продажи ОСАГО (если штраф выписан в рабочее время).

Справка: имейте в виду, что в обозримой перспективе указанные штрафы существенно увеличатся – с соответствующим законопроектом давно работают в Думе. Также планируется внедрение автоматической проверки наличия полисов по госномеру автомобиля средствами роботизированного контроля («письма счастья»).

Применяется ли сегодня снятие номеров и эвакуация ТС?

В некоторых старых источниках можно встретить информацию о снятии инспекторами госзнаков (с изъятием СТС) и даже об эвакуации авто на спецстоянку за отсутствие автогражданки.

Да, ранее подобное действительно практиковалось, но сейчас все это отменено:

  • С 2013 г. снятие госзнаков;
  • С 2014 г. эвакуация.

Номерные знаки для наказания водителей сейчас не снимают вообще, а эвакуация ТС сохраняется в качестве санкции за многие другие нарушения.

Претензионная ответственность водителя-виновника ДТП

Под претензионной ответственностью понимаются материальные претензии пострадавшего лица к виновнику происшествия.

Если ваша ответственность не была застрахована, то СК потерпевшего откажет ему в возмещении. Ведь выплаты по ОСАГО осуществляются на принципах регресса – взаиморасчетов, имеющих конечного субъекта-плательщика. В нормальной ситуации конечным плательщиком обычно выступает страховщик виновника, но если его нет (полиса ведь нет), то нет и платежа – регресс предъявлять некуда.

Поэтому вся материальная ответственность ложится на плечи виновного лица, а это могут быть очень немалые суммы, не идущие ни в какое сравнение с рассмотренными штрафами. Законодательной базой тут является Гражданский кодекс РФ, а именно – гл. 59, пр. 1, ст. 1064, п. 1, устанавливающий обязательства и ответственность по возмещению причиненного телесного вреда и(или) материального ущерба.

То есть при ДТП, водитель-виновник, не имеющий страховки, обязан возместить потерпевшим (включая третьих лиц):

  1. Материальный ущерб;
  2. Физический вред.

Если же дело дойдет до судебного разбирательства, к выплатам может добавиться:

  • Погашение судебных издержек;
  • Компенсации – за нанятых юристов, проведенную экспертизу, текущие издержки (эвакуатор, почтовые расходы и т. п.);
  • Возмещение морального ущерба.

Как видите, все может закончиться серьезными денежными потерями, не считая затраченного времени и нервов.

Важно: в случае получения пострадавшей стороной телесного вреда, вне зависимости от наличия полиса у виновника, фондом РСА (Российский союз автостраховщиков) будут произведены выплаты. Сумма этой выплаты впоследствии по регрессу будет представлена для погашения виновнику ДТП.

Что делать, если попал в аварию без страховки и виноват в ДТП?

С необходимой теоретической частью ознакомились. Теперь вы узнаете, что нужно делать и как поступать при возникновении ДТП и отсутствии ОСАГО, если вы виновная сторона.

Обязательные действия виновника ДТП для всех ситуаций

Вне зависимости от последующей стратегии разбирательства, виновнику происшествия, в первое время после столкновения, следует придерживаться правильного алгоритма действий. От этого может зависеть здоровье и даже жизнь человека. Ему не стоит думать о том как уклонится от ответственности.

Вот этот алгоритм:

  1. Сразу после происшествия убедитесь, что вам, вашим пассажирам, пострадавшей машине, другому автотранспорту и иным третьим лицам, не угрожает немедленная опасность.
  2. Убедитесь в отсутствии у вас и ваших пассажиров серьезных телесных повреждений.
  3. Выйдите из машины (предварительно заглушив двигатель) и проверьте состояние потерпевшей стороны. Если не требуется немедленная помощь, то включайте аварийные габариты и выставляйте аварийный знак. Машину при этом поставьте на ручной тормоз.
  4. Не вступайте в конфликт с пострадавшим. Вместо этого постарайтесь успокоить его. Сделайте совместный предварительный осмотр повреждений, проведите фото- и видео- фиксацию места ДТП и машин-участников.
  5. Предварительно переговорите с потерпевшим и на основе этого примите дальнейшее решение.

Возможные развития ситуации на месте ДТП

После того, как проведены обязательные действия, переходите ко второму этапу, от которого может зависеть исход дела и величина возмещения.

Ситуация может иметь три варианта:

  1. На место ДТП вызывается служба ДПС вне зависимости от желаний сторон;
  2. На место ДТП вызывается служба ДПС по желанию сторон (или одной стороны);
  3. Служба ДПС не вызывается.

При первичном осмотре места происшествия вы должны выяснить имеются ли у потерпевших (любой стороны) существенные травмы. Если это так, а также при кажущихся несущественных травмах головы, вы должны вызвать на место аварии ДПС и скорую помощь (если требуется). Также ДПС обязательно вызывается при сильных повреждениях транспорта.

Если травм у участников нет или они легкие (синяки, царапины, ссадины), а транспорт имеет небольшие или умеренные повреждения, то нужно предварительно выяснить позицию потерпевшей стороны в следующем:

  1. Возможность решения вопроса о возмещении без привлечения официальных властей;
  2. Оценку потерпевшим понесенного ущерба в приблизительной сумме и адекватных рамках.

Далее нужно действовать в зависимости от результатов беседы, но если ситуация позволяет, то транспорт должен быть убран с проезжей части как можно скорее. Особенно это касается оживленных магистралей, где за препятствие движению при несущественных авариях можно получить штраф.

Частное решение вопроса о возмещении на месте ДТП

Если потерпевший согласен на частное урегулирование вопроса и не называет явно завышенных сумм ущерба, то лучше всего остановиться на данном варианте. Даже если сумма вам кажется слегка преувеличенной, лучше заплатить.

Ведь у машины впоследствии могут обнаружиться скрытые повреждения, да и суд, при решении дела в пользу истца, вряд ли обойдется в меньшие деньги. Не считая того, что ваши время и хлопоты тоже немало стоят.

Справка: если потерпевший не против частного возмещения, но сомневается насчет суммы, то предложите ему провести обследование на ближайшем СТО.

При незначительном уроне рассчитаться с потерпевшим можно прямо у капота, но при этом вы обязательно должны взять расписку в получении денег и согласии в том, что данной оплатой дорожный инцидент исчерпан. При существенных суммах расписку можете оставить вы – с обязательством оплатить ущерб в оговоренные на месте сроки.

Но при частном решении есть один нюанс – факт вашей виновности в ДТП и доля виновности пострадавшего. Если вы не уверены, что виноваты вы или уверены в обратном, а сумма к выплате предполагается значительная, то лучше привлечь ДПС и дать делу официальный ход.

Справка: если у виновника ДТП имеются сопутствующие серьезные нарушения (нет прав, остаточное опьянение и т. д.), то ему бывает выгодней согласиться даже на несправедливые условия возмещения, чтобы избежать жестких административных санкций.

Официальное оформление ДТП

Официальное оформление ДТП не всегда означает последующий суд – зачастую участники происшествия понимают, что самостоятельно разобраться во всем не смогут и по обоюдному согласию привлекают работников полосатого жезла.

Полицейские проведут необходимые трассологические обследования и замеры, а также вынесут предварительный вердикт о виновности сторон и ее степени. Именно предварительный, т. к. все собранные материалы и оформленная документация выступает лишь в качестве базиса для последующих выводов суда. Но это только в том случае, если виновник не признает свою вину согласительной подписью в документах с места происшествия.

Поэтому вам нужно:

  • Внимательно ознакомиться с тем, что составят инспекторы – справкой Ф-154, схемой ДТП, протоколом и актом (если они требуются);
  • При частичном несогласии с указанными фактами отразить свою точку зрения в графе для пояснений сторон;
  • При полном несогласии с указанными фактами завизировать их, прописав «не согласен», или полностью отказаться от подписания документов;
  • Взять у инспектора копии составленной документации.

Возмещение ущерба виновником ДТП

Официальное оформление ДТП совсем не отменяет возможность частного урегулирования вопроса, а просто откладывает его. После работы ДПС пострадавший может захотеть провести углубленное техническое обследование для выявления возможных скрытых повреждений.

На этом обследовании вам желательно присутствовать, а техническая база не должна иметь статус знакомых пострадавшего – лучше всего подойдет независимая хорошо оборудованная СТО, но можно обратиться и в профильные организации по автоэкспертизе.

Если в конечном итоге вы достигли с пострадавшим принципиальной договоренности о возмещении ущерба, то в назначенное время проведите встречу.

На ней, окончательно прояснив детали, придите к соглашению о сумме выплат и зафиксируйте это соглашение письменно (распиской в получении или долговым обязательством). Деньги, особенно крупную сумму, желательно перечислять банковским платежом с приходным кассовым ордером.

Если согласия с потерпевшей стороной достичь не удалось, то нужно готовиться к процедурам досудебного и судебного урегулирования.

Возмещение ущерба с виновника ДТП в досудебном порядке

Досудебный порядок урегулирования спора о сумме возмещения предполагает направление по адресу виновника ДТП досудебной претензии.

До составления данной претензии пострадавшая машина должна будет пройти сертифицированную техническую экспертизу. Это не то же самое, что просто осмотр на СТО – результаты данного обследования имеют юридическую силу и принимаются судом. На эту экспертизу виновник происшествия должен быть приглашен в обязательном порядке.

Приглашение поступает телеграммой по почтовому адресу, указанному в документах, составляемых на месте ДТП – учтите это и перепроверяйте точно ли инспектор записал ваш адрес. Иначе, если пригласительная телеграмма к вам не дойдет, вы не сможете опротестовать свое отсутствие на экспертизе.

В телеграмме будет указан адрес организации и время начала обследования. По закону ожидать прибытия виновника на процедуру положено 30 мин. После истечения этого времени эксперт вправе начать обследование без присутствия второй стороны. Имейте это в виду и не опаздывайте.

Если условия досудебной претензии не вызывают возражений, то виновнику лучше согласиться оплатить указанную сумму, чтобы исчерпать спор и не начинать судебную тяжбу.

Возмещение ущерба с виновника ДТП в порядке судебного разбирательства

Если вы так и не пришли к согласию с потерпевшим, то окончательное решение примет суд. Суд не всегда означает значительно большие траты – ведь пострадавший, сотрудники ДПС и даже эксперты не всегда правы в оценке виновника происшествия и уровня нанесенного ущерба.

Здесь могут помочь ваши фото- и видео- материалы с места ДТП. На их основе, а также на основе копий документации по происшествию, данных видеорегистратора и заключения независимой экспертизы, можно провести еще одно независимое трассологическое исследование, выводы которого примет во внимание суд.

В сомнительных случаях суд может назначить и свою техническую экспертизу – судебную. Поэтому машину до разрешения вопроса желательно не ремонтировать. Если суд выяснит, что в ДТП имеется доля вины потерпевшего, или повреждения будут оценены в меньшую сумму, то возмещение будет соразмерно уменьшено.

Как можно уменьшить сумму возмещения?

Если у суда не остается сомнений в вине причинителя ущерба, то ответчику можно попытаться ходатайствовать о снижении требования по иску в связи с особыми обстоятельствами.

Уважительной причиной для этого будет:

  • Бедственное материальное положение;
  • Наличие более 2-х иждивенцев в семье;
  • Инвалидность;
  • Отсутствие значимого источника доходов и ценного имущества.

Разумеется, все это должно быть подтверждено документально. Также здесь пригодиться толковый юрист, т. к. самостоятельно вести дела с подобной стратегией сложно.

В результате ответчику могут уменьшить сумму возмещения вплоть до половины от той, которую намеревался утвердить суд, не учитывая особых обстоятельств. Также суд может установить для ответчика особый режим выплат, предусматривающий посильные ежемесячные суммы транзакций.

Если же судебное решение будет принято без учета ходатайств ответчика или вовсе несправедливое, то можно подать апелляцию. Апелляционный суд нередко существенно или даже кардинально изменяет первоначальное решение арбитра.

Итак, можно подвести итоги данной публикации:

  1. На месте виновника ДТП, не имеющего ОСАГО, может оказаться подавляющее большинство водителей;
  2. Административная ответственность в виде умеренного штрафа не дает оснований радоваться – совокупные годовые суммы оплат могут быть существенны;
  3. Различия в степени административного наказания (штрафов) не влияют на общую квалификацию нарушения – отсутствие полиса ОСАГО;
  4. Эвакуация ТС и снятие госномеров, в качестве наказаний за отсутствие страховки, ушли в прошлое;
  5. Претензионная ответственность виновника значительно выше, нежели административная;
  6. При возникновении ДТП важно правильно соблюдать порядок первичных действий;
  7. Частное исчерпание дорожного инцидента обычно выгоднее официального оформления;
  8. Доведение дела до суда нежелательно, но иногда это оправданно;
  9. Даже при проигрышном деле у ответчика может быть возможность существенно снизить сумму возмещения.

На этом статья завершена, ровных вам дорог и бодрого настроения!

Что делать при ДТП, если просрочена страховка

По общему правилу, если в момент дорожно-транспортного происшествия у виновного нет действующего полиса ОСАГО, то это означает, что потерпевшей стороне возмещать ущерб в одностороннем порядке будет виновное лицо самостоятельно. Это правило действует во всех случаях, кроме таких ДТП, в результате которых причинены тяжкие повреждения участникам аварии.

Таким образом, существует два варианта:

  • Разрешение инцидента в двустороннем порядке, без привлечения государственных органов;
  • Разрешение вопроса в соответствии с законодательством, оформление дорожно-транспортного происшествия инспекторами ГИБДД.

В случае, когда дорожно-транспортное происшествие не повлекло за собой катастрофических последствий и автотранспортным средствам причинен только небольшой ущерб, а у людей нет физических повреждений (за исключением синяков, небольших ушибов), то вопрос между виновником и потерпевшим в принципе можно решить, не вызывая сотрудников внутренних дел, «на месте».

Если же последствиями аварии явились тяжкие последствия – причинение вреда жизни и здоровью людей, сильные повреждения автомашин, а также если стороны не могут решить вопрос о том, кто виноват в аварии или не могут договориться о сумме компенсации, тогда обязательно нужно вызвать сотрудников дорожно-патрульной службы и оформлять аварию в соответствии с действующим законодательством.

Решение вопроса «на месте», без вызова специальных служб

Если вы понимаете, что ваша вина в дорожно-транспортном происшествии наиболее вероятна и согласны с этим, то решение вопроса «на месте» будет идеальным решением для вас.

Однако это приемлемо лишь в том случае, когда потерпевший так же соглашается решить все в двустороннем порядке и не просит компенсировать ему ущерб в слишком заведомо большем размере.

Если потерпевшая сторона, после визуального осмотра повреждений, принимает ваше предложение о возмещении ему ущерба без вызова инспекторов дорожно-патрульной службы, то зафиксируйте при помощи фотоаппарата, камеры или мобильного телефона место происшествия – расположение автомашин, повреждения, полученные в результате аварии и т. д. Затем отгоните транспортные средства на обочину, чтобы освободить проезд на дороге, и уже там обсуждайте условия вашего соглашения более детально.

После того, как проведена оценка причиненных повреждений, то вы и потерпевший должны договориться о конкретной сумме компенсации и выплатить ее там же. При этом необходимо взять у потерпевшего расписку о том, что он получил деньги от вас в счет возмещения причиненного ущерба его автомашине. В расписке так же не лишним будет указать, что претензий к вам потерпевший не имеет.

Если же нет возможности на месте определиться с точной суммой ущерба, например, повреждены внутренние части и механизмы, то можно отогнать машину на станцию технического обслуживания и уже там, при помощи специалиста определиться с суммой компенсации.

Если же необходимой суммы денег у вас при себе нет, то можно выплатить ее часть, а остальную сумму обеспечить распиской, в которой нужно указать место и время передачи оставшейся суммы. Так же можно оставить залог в счет неуплаченных денег.

Оформление аварии при участии сотрудников ГИБДД

Какие положительные и отрицательные стороны у оформления в таком порядке?

Если соглашения сторон достигнуть в вопросе урегулирования возмещения не удалось, то придется проходить процедуру возмещения в официальном порядке. Не факт, что она потребует от вас больших финансовых затрат, но времени и нервов наверняка будет потрачено значительное количество.

Итак, какие же отрицательные моменты могут быть при оформлении с участием государственных органов, если у вас отсутствует полис ОСАГО. Очевидные минусы:

  • Первый штраф, который вы оплатите – за управление транспортным средством без страховки. Его размер определен законодателем и составляет 800 рублей;
  • Штраф за нарушение правил дорожного движения, в результате которых и произошло дорожно-транспортное происшествие. В зависимости от вида нарушения (или совокупности нарушений) будет выписан штраф. Его сумма может быть абсолютно различной и не всегда незначительной. Например, за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения (даже в состоянии остаточного опьянения) штраф составляет 30000 рублей;
  • Иные санкции. На виновника дорожно-транспортного происшествия может быть наложен не только штраф, но и иные виды наказаний, например, лишение права управления транспортным средством;
  • Размер компенсации. При разбирательстве в официальном порядке размер выплат чаще всего увеличивается, из-за того, что виновному придется оплатить и услуги юриста, к помощи которого прибегнет потерпевший, расходы на проведение экспертизы и прочее. А если дело будет рассматриваться в суде, то придется оплатить и судебные издержки.

У виновника ДТП нет страховки, как взыскать ущерб?

Если виновник ДТП – не собственник автомобиля, на кого подавать в суд,

Может ли страховая требовать деньги с виновника ДТП, читайте по ссылке: http://uropora.ru/dtp/vozmeshhenie-ushherba-ot-dtp/mozhet-li-straxovaya-kompaniya-vzyskat-dengi-s-vinovnika-dtp-po-osago.html

Не смотря на огромное количество минусов, в проведении официального разбирательства есть и один плюс – можно быть уверенным, что будет проведено объективное разбирательство и сумма компенсации так же будет разумной. Ведь может оказаться, что вина в аварии была обоюдной и соответственно сумма ущерба уменьшится.

Наказание за просроченную страховку

В соответствии с пунктом 2.1.1 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 в редакции от 12.07.2017 «О Правилах дорожного движения» каждый водитель не только должен иметь при себе действующий договор ОСАГО, но и по первому требованию инспектора ГИБДД обязан предъявить его. За нарушение водителем этого пункта Правил, он подвергается административной ответственности.

Так же стоит помнить, что просроченный полис ОСАГО приравнивается законодательством к отсутствию полиса. То есть, ответственность наступает по тем же основаниям.

Согласно ст. 12.37 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ в редакции от 29.07.2017 года за управление автотранспортным средством без действующего договора автогражданской ответственности предусмотрен штраф в размере 800 рублей.

А вот до 15.11.2014 года этим же нормативно-правовым актом было предусмотрено, что сотрудник ГИБДД не только налагал штраф, а снимал регистрационные знаки с машины. Разрешалось использование машиной только для оформления страховки и действовало сутки. После этого использование машины считалось незаконным. Номера возвращались только после того, как был заключен новый полис ОСАГО.

Поэтому сейчас законодатель к правонарушителям, которые не выполняют требование об автогражданской ответственности, относится намного мягче – предусмотрен только штраф, не зависимо от того, сколько раз вы были остановлены сотрудниками ГИБДД без страховки. Забирать регистрационные номера у вас никто не будет.

Штраф за управление транспортным средством с просроченным полисом ОСАГО

Правонарушения, связанные со страхованием автогражданской ответственности, часто вызваны различными причинами. Следовательно, и степень виновности, и размер штрафа за недействительную страховку различается в зависимости от правовых последствий.

В соответствии со статьей 12.37 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ в редакции от 29.07.2017 года, установлены такие нарушения и ответственность за их совершение:

  • если срок действия полиса определяется конкретным периодом (например, с мая по сентябрь), а автолюбитель использует его зимой, то штраф будет составлять 500 рублей;
  • если автотранспортным средством управляет лицо, не вписанное в договор страхования, однако сам полис имеется в наличии, то сумма штрафа так же составит 500 рублей;
  • если полис действителен, но в момент управления транспортным средством (остановки сотрудниками ГИБДД для проверки) его нет, то штраф все же будет наложен, хотя и минимальный – 500 рублей;
  • если страховка просрочена, а водитель продолжает эксплуатацию транспортного средства, то штраф будет максимальным – 800 рублей;
  • если полис ОСАГО вообще отсутствует, то штраф будет составлять те же 800 рублей.

То есть, возможные штрафы за нарушения, связанные с полисом ОСАГО составляют или 500 или 800 рублей.

Конечный размер штрафных санкций зависит от степени тяжести совершенного нарушения.

Так же важно понимать, что штрафные санкции могут быть наложены на автолюбителя без оформленного полиса ОСАГО только случае, когда он управляет своим автомобилем. Если же транспортное средств находится на парковке и владелец им не пользуется, то штраф наложить невозможно.

Так же законом не установлена и периодичность, с которой могут быть наложены штрафы за нарушения, связанные с ОСАГО. Все указанные суммы – это самые минимальные штрафы, которые могут быть применены к автовладельцам. В том случае, если аналогичные нарушения происходят уже не впервые, то сотрудники органов внутренних дел имеют право передать материал административного производства в суд и тогда сумма иска может значительно возрасти.

Даже когда автолюбитель уже бы оштрафован за такое правонарушение, при последующей остановке его инспекторами ГИБДД штраф может быть наложен снова.

Это обоснованно тем, что эксплуатация автомашины без полиса ОСАГО строго запрещена. Немаловажным условием является и непосредственно факт использования транспортного средства – если авто просто находится на парковке или в гараже, то наказание быть наложено быть не может, даже если полис и отсутствует.

Ответственность за использование транспортного средства без полиса ОСАГО и исключения из общего правила.

Наиболее хороший момент – это отмена с осени 2014 года снятия государственных знаков с машины за отсутствие страхового полиса ОСАГО. Так же и помещение транспортного средства на штрафстоянку законодательством не предусмотрено.

Самое большее, что имеют право сделать инспекторы ГИБДД – подать на водителя иск в суд, но для этого им нужно иметь очень значимые основания.

Так же есть список типов транспорта, для которых полис ОСАГО не обязателен:

  • транспорт, не имеющий колес;
  • авто, принадлежащие гражданам иных государств;
  • транспортные средства, могущие развивать скорость не более 20 км/час;
  • транспортные средства вооруженных сил РФ.

Такие транспортные средства можно эксплуатировать при отсутствии полиса автогражданской ответственности, и, соответственно, привлечь к ответственности за это невозможно.

Оформление ДТП без страховки

Для оформления дорожно-транспортного в таком случае необходимо в обязательном порядке вызывать инспекторов ГИБДД. Во-первых, сотрудник полиции вынесет постановление о привлечении к административной ответственности в отношении участника аварии, у которого отсутствует страховка.

Автовладелец должен будет выплатить штраф – 800 рублей. Затем отсутствие страхового полиса фиксируется в протоколе осмотра и в справке о дорожно-транспортном происшествии.

Справка о дорожно-транспортном происшествии будет самым важным документом при обращении в суд с исковым заявлением.

Ведь если хотя бы у одного из водителей транспортных средств, нет страховки, то возможность судебного разбирательства очень высока. Выдают справку о дорожно-транспортном происшествии только сотрудники ГИБДД, которые оформляли аварию. Сумма штрафных санкций не идет в сравнение с размером компенсации причиненного ущерба.

Если страхового полиса нет у потерпевшего, а у виноватого в аварии страховка оформлена в соответствии с законодательством, то страховщик выплатит ущерб.

Когда полиса нет у виновного в ДТП автолюбителя, то компенсацию потерпевшему будет возмещать виновник за свой счет. Обязательно будет назначена независимая экспертиза для определения причиненного ущерба. Если потерпевший и виновник смогут договориться, то проблему можно решить без органов власти.

Виновный после передачи денег в счет причиненного ущерба, потребует расписку, о том, что претензий к нему нет и не будет в дальнейшем, даже если будут обнаружены скрытые повреждения. Альтернативный вариант – разбирательство в судебных органах.

Самый неприятный случай, если все участники ДТП не имеют полиса ОСАГО. Если сумма причиненного вреда не значительная, то участникам аварии намного выгоднее заключить соглашение и примириться, если это не удается, то придется обращаться в суд.

Следует помнить, что водитель с недействительным полисом ОСАГО обязательно будет подвергнут штрафу сотрудниками ГИБДД, прибывшим на место аварии.

Виновному в аварии так же придется заплатить не только штраф, но и компенсировать причиненный ущерб, а еще и отремонтировать свой автомобиль. Обычно, размер таких трат, несоизмерим с суммой, которую нужно заплатить за полис ОСАГО.

Была ли Запись полезна? 16 из 18 читателей считают Запись полезной.

ДТП без страховки ОСАГО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *