Категория м

Содержание

Можно ли ездить на велотранспорте без водительского удостоверения?

Всем известно что такое велосипед, но велотранспорт понятие более широкое. К нему относятся различные велоконструкции с разным количеством колес и сидений (велотрайки, велотрициклы и т. п.). Сюда же причисляется велотранспорт оснащенный различного типа двигателями.

Внимание! Согласно действующей редакции ПДД (Постановление Правительства РФ № 1090), управление велосипедами и относящимися к ним велоконструкциями допускается с набором ограничений по возрасту – велосипедисты до 7-и лет и с 7 до 14 лет (согласно пунктам ПДД 24.3 и 24.4).

Полноценное же управление велосипедом (с правом передвижения по проезжей части и т. п.) допускается лицам старше 14-и лет (п. 24.2 ПДД). Согласно закону № 196-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О безопасности дорожного движения», а именно ст. 26 (ч. 2), минимальный возраст для получения водительских прав (ВП) в РФ составляет 16 лет (категория М и А1). Соответственно, права на управление велотранспортом сегодняшним законодательством не предусмотрены – в том числе и тем, на который установлены различного рода двигатели.

Но здесь есть тонкое место – различие между велотранспортом и ТС, причисляемыми к мопедам. Здесь проходит условная грань между обязательностью получения ВП и отсутствием такой необходимости. И именно из-за этого многие водители оказываются оштрафованы за езду без прав, а также лишены прав заочно.

Статьи в тему:

Управление автотранспортом без водительских прав – распространенные мифы и когда это действительно разрешено

Досрочное лишение водительских прав: правда это или вымысел, отличие от заочного лишения

Как отличить велотранспорт от транспорта, причисляемого к мопедам?

По конструктивной логике к велотранспорту относится то, что приводится в движение преимущественно мускульной силой (водителя и/или пассажира). А к мопедам то, что для движения полностью или преимущественно использует двигатель.

Например, к велосипедам причисляется т. н. «дырчик» (велосипед с маломощным съемным ДВС), а к мопедам различные типы мотовелосипедов (советские «ЗИФ-77», «Кроха», модификации «Риги»). Передвигаться при помощи педалей и мускульной силы можно даже на полноценном мопеде типа «Верховина», но на нее и на указанные мотовелосипеды сейчас требуются права категории «М».

Отличия по характеристикам – до какого объема двигателя не нужны права

По закону категория мопедов определяется посредством скоростных возможностей и мощности двигателя. Согласно абз. 17 п. 1.2 ПДД к мопедам относятся механические ТС с двумя или тремя колесами, имеющими ДВС или электродвигатель мощностью до 50 куб. см или до 4 кВт соответственно. При конструктивной скорости до 50 км/ч.

Важно! От велотранспорта мопеды отличаются тем, что указанная конструктивная скорость у них выше 25 км/ч и тем, что их двигатель в режиме длительной нагрузки имеет мощность более 0,25 кВт. Соответственно, если значения скорости и мощности будут равны или меньше указанных показателей, то такое ТС будет считаться велотранспортом, на который права не требуются.

Однако это еще не все. Дело в том, что некоторые современные электродвигатели, при мощности равной или меньше 0,25 кВт, могут развивать скорость выше рубежных 25 км/ч. Поэтому в ПДД добавлена оговорка, что если ТС развивает скорость выше 25 км/ч., то велотранспортом оно будет считаться при наличии механизма автоматического отключения скорости, при ее превышении указанных 25 км/ч.

Правда, возможность проверки инспектором ДПС наличия такого механизма (а также мощностных и скоростных характеристик) у веломототранспорта не имеющих регистрационных документов, законом пока не урегулирована.

Могут ли ввести водительские права для велосипедистов?

Вопреки логическим предположениям многих водителей, обязанность получения прав на управление велотранспортом вполне может быть введена в будущем. Дело в том, что в СССР такая обязанность существовала (не во всех местах и не в полном объеме), хотя о ней даже в то время знали не все велосипедисты.

Тем не менее тогда (в некоторых городах РСФСР и Украины 80-х гг.) для полностью законной езды на велотранспорте он должен был быть зарегистрирован в ГАИ с присвоением госномера (4-5 цифр на небольшой металлической пластинке), который велосипедист обязан был установить. Для получения прав велосипедисты сдавали экзамен по билетам (в основном правила ПДД) и получали «Удостоверение на право управления велосипедом».

В этом удостоверении имелась следующая информация:

  • Сведения о владельце.
  • Сведения об организации, выдавшей документ.
  • Фотография велосипедиста.
  • Подпись должностного лица ГАИ
  • Печать.
  • Памятка с правилами передвижения на велотранспорте.

Срок действия таких прав составлял 12 месяцев, после чего требовалась замена документа (без экзамена).

При этом сдавали на велосипедные права не только при советской власти, но даже при царской (!). Например, в 1893 и 1894 г. необходимость получения прав на велосипед была предписана москвичам и питерцам.

В современной России от властей также периодически слышны аналогичные предложения. Например, в 2015 г. введение велосипедных прав предлагал депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Виталий Милонов, а в 2016 г. мэр Москвы Сергей Собянин. Введут ли в России велосипедные права или нет – неизвестно, но в Латвии, к примеру, такая норма действует.

Можно ли ездить на мопеде без водительского удостоверения?

Несмотря на то, что для мопедов была введена специальная водительская категория (М), ездить на них без прав все же можно. Правда касается это лишь особого типа мототранспорта, который был специально для этого разработан.

Называются такие мопеды мофами (от нем. Mofa – Motor-Fahrrad) и у них конструктивные параметры скорости и мощности двигателя специально подогнаны под возможность езды без прав. Хотя по остальным характеристикам это чаще всего мопеды, мотовелосипеды или электроскутеры, а не велотранспорт.

Делают их в Китае, но в основном не для России и СНГ, а для ЕС, где после введения категории «М», аналогичной российской, появился огромный спрос на подобные ТС. Но все же мофы постепенно появляются и на отечественном моторынке.

Также здесь следует упомянуть и особый вид транспорта – квадрициклы (не путать с квадроциклами). У нас их пока причислили к мопедам, хотя конструктивно многие квадрициклы представляют из себя полноценный маломощный автомобиль («инвалидка» – пример советского квадрицикла). Сегодня же выпускаются модели квадрициклов на электрической тяге с конструктивными параметрами скорости и мощности, подогнанными под возможность езды без прав.

Статья в тему: Нужно ли получать права на электроскутер и электросамокат по новым правилам

Нестандартные виды электротранспорта

К нестандартным видам электротранспорта можно отнести всевозможные гироскутеры, сигвеи, электросамокаты, инвалидные электроколяски и т. п. Изначально это были конструктивно тихоходные ТС, но сейчас имеются модели, которые могут развивать скорость значительно превышающую 25 км/ч. То же касается и мощности данного транспорта.

По логике вещей на мощный одноосный и иной электротранспорт нужны водительские права, но по факту работники ДПС пока не обращают внимание на подобные ТС т. к. тут явно нужны законодательные уточнения. То есть пока что на данном транспорте условно разрешено передвигаться без прав, хотя если произойдет ДТП по вине такого водителя, то могут провести техническую экспертизу и ужесточить наказание в отдельно взятых случаях.

В развитых странах уже внедряют правила для нестандартного электротранспорта. Например, в Швеции, Германии и Финляндии очень популярны сигвеи и на них можно ездить без прав, но только по велодорожкам. Если же на сигвее планируется выезжать на автостраду, то его нужно оснастить светосигнальной системой, регистрационными документами и полисом ОСАГО. При этом водительского удостоверения не требуется.

А в Великобритании, Австралии и Новой Зеландии на сигвеях и им подобных устройствах по трассе и по пешеходной зоне ездить запрещено.

Какие права нужны на багги

Багги – это компактный автомобиль, предназначенный для езды по умеренному бездорожью. Цели применения авто, относящихся к классу багги, могут быть различны. В зависимости от этого определяется нужны ли права на управление данным ТС.

Если багги используется исключительно в спортивных соревнованиях, то такие машины считаются спортинвентарем и не требуют получения водительских прав. Но и допуска к передвижению по ДОП они не имеют. Как пример можно привести автокроссные багги – в России они делятся на 5 классов, но все относятся к категории спортинвентаря.

Есть багги и для иных соревнований: по краулер-триалу (преодоление скалистых препятствий), трофи-рейду (преодоление максимально сложного бездорожья). Эти машины могут быть как в категории спортинвентаря, так и с допуском к передвижению по ДОП.

Еще есть ралли-багги, а также пляжные и военные багги. Эти как правило в обязательном порядке оснащаются светосигнальной системой и регистрационной документацией для передвижения по ДОП.

Если багги допущен к передвижению по ДОП и ездит по ним, то права требуются обязательно. При этом, несмотря на схожесть багги с легковым транспортом, получать права нужно не в ГИБДД, а в Гостехнадзоре.

Согласно ПП РФ «Об утверждении правил допуска к управлению самоходными машинами» от 12.07.1999 № 796 для управления этими ТС, понадобится удостоверение тракториста-машиниста категории А или А1 (в зависимости от особенностей конструкции).

Нужны ли права на картинг?

Карты – это небольшие авто без кузова с открытыми колёсами, предназначенные для гоночных соревнований. Само собой, что колесить на них можно только на специально отведенных площадках или гоночных трассах. Карты способны развивать скорость до 260 км/ч и не предназначены для езды по дорогам общего пользования.

Для того чтобы заниматься картингом, права не нужны, да и возрастных ограничений здесь нет: соревнования проводятся даже между 8-ми летними юниорами (ростом не ниже 130 см). Как правило, маленькие гонщики катаются в сопровождении родителей.

Самодельная авто и мототехника: как зарегистрировать и нужны ли права?

Багги и карты можно собирать в кустарных условиях из различных запчастей или специальных конструкт-наборов комплектующих, которые выпускают некоторые фирмы. Собранные вручную ТС можно оставить в качестве спортинвентаря, а можно провести их сертификацию и регистрацию, чтобы получить доступ к передвижению по ДОП.

Сертификация самостоятельно собранной автомототехники

Тестируется самодельное транспортное средство в ближайшем пункте сертификации. Подробнее об этой процедуре можно узнать из Приказа Ростехрегулирования от 01.06.2010 N 2079 (ред. от 02.07.2014). Адреса пунктов сертификации можно узнать на сайте Росстандарта, написав в обратную связь

По итогу вы получите заключение о соответствии типу ТС, но перед этим самодельная машина будет оцениваться по следующим критериям:

  • Уровень шума.
  • Габаритные размеры.
  • Наличие исправного рулевого управления, тормозной системы, сигнальной системы, достаточное сцепление колес с дорогой, устойчивость ТС.
  • Безопасность и экологичность.

Регистрация самодельного ТС

Для регистрации самодела с положительным заключением отдела сертификации вы отправляетесь в ГИБДД (или в Гостехнадзор – смотря какая техника). Там нужно доказать, что все запчасти для сборки приобретены законным путём. Если вы просто переделали старое авто, то достаточно предоставить договор-купли продажи (как составляется договор купли продажи автомобиля) на него.

Если же вы собрали ТС из запчастей разных машин, а никаких документов у вас нет, то проводится экспертиза. Там машина получит заключение и на его основе вы сможете отправится в ГИБДД (Гостехнадзор) для оформления ПТС (или ПСМ), а после остается регистрация и получение номерных знаков.

В каких случаях допускается езда без прав?

Водительские права могут не понадобиться не только, когда ТС относится к определенной категории, но и при соблюдении режима его использования.

В первую очередь – без прав можно ездить при обучении вождению в сопровождении инструктора.

Далее – это езда по частной территории своего владения. Самый простой случай – передвижение в пределах своего приусадебного участка. Но частные территории бывают разные. Иногда это обширные площади с дорожной инфраструктурой. Если на частной территории нет никого кроме вас, то тогда вы сами себе ДПС.

Однако, если на частную территорию имеется допуск иных лиц (например, охрана, обслуга, подрядчики и т. п.), использующих дорожную инфраструктуру, то дороги, по которым эти лица передвигаются приобретают статус прилегающей территории или ДОП, на которых наличие прав обязательно.

Другой пример – частное поле. Если вы фермер-владелец, то можете не имея прав работать на собственном поле, управляя трактором или иной сельхозтехникой. В этом случае ее даже регистрировать не требуется. Однако если ваше поле не имеет прилегающего выхода к месту стоянки вашей техники, то ее нужно завозить на поле и увозить с него иным транспортом. Также, если на этом поле или тракторе работают другие люди, то права обязательны.

Езда по местности, не имеющей дорог – нужны ли права?

Наиболее сложный случай – это езда по местности, которая не имеет дорог. Здесь однозначного законодательного прояснения нет. В ПДД имеются следующие связанные с данным вопросом определения:

  • «Дорожное движение» – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью ТС или без таковых в пределах дорог.
  • «Дорога» – обустроенная или приспособленная и используемая для движения ТС полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Исходя из данных определений вне ДОП без прав ездить можно. Но многие работники ДПС иного мнения и утверждают, что дорога начинается там, где начинается движение ТС, вне зависимости от характера местности. К примеру, случаев лишения прав за передачу управления ТС в дикой природе, на льду замерзшего водоема и т. п., немало. И суды подтверждают составленные протоколы.

Если же исходить из усредненной логики, то без прав нельзя ездить по любой местности, при одновременном наличии двух условий:

  1. Если эта местность открыта для свободного передвижения других ТС или людей.
  2. Если на этой местности находятся другие ТС или люди.

К примеру, если охотник-промысловик делает объезд тайги на снегоходе по проложенных им охотничьим путикам, то права вряд ли нужны. Но если движение осуществляется по льду замерзшей реки, где уже накатана дорога другими ТС, то наличие прав необходимо.

Подводя итоги

Сегодня мы узнали, на какую технику не нужны права, а в каких случаях получить ВУ всё-таки потребуется. Остановимся на наиболее важных моментах:

  • На велотранспорте без прав ездить можно, если его характеристики соответствуют указанным в ПДД ограничениям.
  • Права на велотранспорт вводились в прошлом и вполне возможно, что их введут в будущем.
  • На отдельных видах мототранспорта (мопед-моф, некоторые квадрициклы) допускается езда без прав.
  • Нестандартный электротранспорт (сигвеи, гироскутеры) можно использовать не имея прав.
  • На нестандартные виды мототранспотра как правило нужны права.
  • Для багги ВП требуются в зависимости от вида этого ТС и цели его использования.
  • Для картинга наличие ВП не требуется т. к. этот транспорт используется на закрытых автодромах.
  • Передвигаться на ТС в пределах личного участка можно, если к нему нет доступа иным лицам или иному транспорту.
  • Передвигаться на ТС вне ДОП и прилегающих территорий можно, если эта местность не используется для передвижения иных лиц или транспорта. Однозначного определения по данному вопросу в законодательстве пока нет.

Не забывайте, что важнее всего – безопасность, поэтому соблюдайте правила независимо от того, нужны ли права для езды на вашем ТС!

Обучение на категорию «М»: срок и стоимость

Ряд автошкол уже включили в свою программу обучение езде на мопеде. Проанализировав цены на обучение в различных школах, можно создать среднюю характеристику стоимости на данный вид услуг. Итак, в среднем, получить азы знаний вождения мопеда предлагается:

  • от 7 до 12 тысяч за теоретический курс обучения, составляющий 16 занятий, растянутых на 1-2 месяца;
  • от 16 до 26 тысяч рублей за теорию, плавно переходящую в практическую часть — вождение. Занятий проходит 16 теоретических и 10-18 часов «накатки». Срок обучения в этом случае продлится 1,5-2,5 месяца. Но эта цена не включает в себя расходы на бензин и различные смазочные материалы;
  • от 20 до 34 тысяч придется отдать за курс обучения с системой «все включено». Пакет услуг включает в себя курс теории, практики, внутренний подготовительный экзамен, прохождение медкомиссии и оплату необходимых госпошлин. Максимальный срок обучения составит 2,5 месяца. Обучающемуся придется посетить 16 стандартных занятий по теоретической части и откатать до 18 часов практических занятий на мопеде. Экипировка и шлем для управления предоставляются школой.

Наличие у обучающегося своего скутера или мопеда, а также необходимой экипировки, сможет существенно снизить стоимость оплаты за практические занятия. Также можно будет сэкономить при сдаче экзамена в ГИБДД. «Студенту» не придется арендовать транспорт автошколы для демонстрации своих умений сотрудникам автоинспекции.

Следует учесть еще пару немаловажных моментов условий обучения. Во-первых, большинство автошкол проводят занятия только в весенне-летне-осенний период, когда тепло и сухо. Во-вторых, на стоимость учебного процесса может влиять время и дни посещений. Автошколы с расписанием занятий по выходным дням обойдутся несколько дороже.

Сдача экзамена и получение прав

К экзаменам на категорию «М» и «А1» допускаются лица, достигшие 16 лет. Для сдачи экзамена на мото более 125 кубических сантиметров экзаменующемуся должно исполниться 18 лет.

Для категорий «М», «А1» и «А2» проводятся два экзамена — один по теории, второй — практический. Необходимо иметь специальную медсправку для допуска к управлению средством повышенной опасности.

Экзамен по теории проверяет знания ПДД, освоения основных положений допуска ТС к эксплуатации, законов РФ, касающихся обеспечения водителем безопасности движения и ответственности за несоблюдение ее. Необходимо будет также продемонстрировать знания по оказанию первой медицинской помощи.

Теоретический экзамен проводится в форме тестирования. Каждый билет содержит 20 вопросов, на которые есть несколько вариантов ответов. Нужно выбрать верный. На ответы дается 20 минут. По истечении этого времени экзамен прекращается. После окончания времени или ответа на все вопросы на мониторе экрана компьютера высвечивается результат. «Сдал» — правильные ответы даны на более, чем 18 вопросов, «не сдал»- менее 18 правильных ответов.

При проведении практического экзамена сотрудник автоинспекции оценивает у экзаменуемого умение трогаться с места, разгоняться, маневрировать, пользоваться зеркалами заднего вида и другие необходимые знания пользования техническим средством. Комплекс испытательных упражнений состоит из 3 частей.

«Сдал» ставится экзаменатором при выполнении всех упражнений. «Не сдал» — за невыполнение двух упражнений.

Вождения мото по городу в экзамене не предусмотрено. Допуск к экзаменам можно получить только после прохождения курса обучения в лицензированной автошколе. Самоподготовка не предусмотрена. После удачного прохождения всех экзаменов можно получать водительское удостоверение.

Все водители скутеров и мопедов должны иметь при себе удостоверение категории «М» либо другой категории.

  • Управление допустимо только лицом, достигшим 16-летия.
  • Теперь состояние алкогольного опьянения приведет к лишению прав.
  • В светлое время должны быть включены фары ближнего света.
  • Водители мопедов должны передвигаться по правому краю проезжей части либо велосипедной дорожке. Объезд трамваев и троллейбусов также предусмотрен. Допускается движение по обочине, если это не препятствует движению пешеходов.

Запрещается:

  1. при движении держаться за руль одной рукой;
  2. перевозить детей до 7 лет без специально оборудованных устройств;
  3. передвигаться по дороге без застегнутого шлема;
  4. пересекать дорогу по пешеходным переходам;
  5. перевозить крупногабаритные выступающие предметы;
  6. разворачиваться или поворачивать налево через трамвайные пути;
  7. запрещено участие мопедов и скутеров в какой-либо буксировке.

Специалисты считают, что принятие новых правил и соблюдение их водителями сделает дорожное движение лучше и безопаснее для всех его участников.

Все категории и подкатегории водительских прав с расшифровкой

Многие автолюбители знают, что в закон «О безопасности дорожного движения» внесены некоторые дополнения касаемо категорий водительских прав. А вот что конкретно изменилось большинству известно лишь понаслышке. Между тем эта информация важна и касается каждого водителя, а незнание своих обязанностей, как известно, не освобождает от ответственности.

Чтобы не заставлять читателя лазить в дебрях закона мы подготовили краткую выжимку, где выделили все основные моменты.

Существует пять основных категорий водительских прав: A – мотоциклы, B – легковые авто, C – грузовики, D – автобусы, M – мопеды. Их дополняют шесть подкатегорий (A1, B1, C1, C1E, D1, D1E) и три категории для езды с прицепом (BE, CE, DE).

Для трамваев и троллейбусов предусмотрены отдельные категории – Tm и Tb соответственно.

Более подробно обо всех категориях и подкатегориях водительских прав, а также об ограничениях, которые они накладывают на водителя и транспортное средство, читайте дальше в нашей статье. А в самом низу страницы рекомендуем посмотреть видео-пояснения.

Как выглядит водительское удостоверение, и какая информация указывается в правах?

Водительское удостоверение подтверждает право на управление транспортным средством и содержит полную информацию о владельце, кроме разве что адреса регистрации – чем и отличается от паспорта. К слову, права тоже можно использовать как удостоверение личности. Это и понятно, ведь документ нового образца содержит:

  • фотографию и полное имя владельца;
  • дату и место рождения;
  • информацию о присвоенных категориях;
  • номер и срок действия документа;
  • дату выдачи и название организации;
  • подпись владельца и дополнительные данные о нем.

В качестве дополнительной может быть указана информация о прежнем удостоверении, общем стаже вождения, группе крови, а также об ограничениях, распространяющихся на каждую из категорий прав. Все сведения в водительское удостоверение прописываются кириллицей и дублируются латинскими буквами.

Новые водительские права представляют собой двустороннюю пластиковую карточку размером 5,5 х 8,5 см. Одна сторона документа содержит данные о водителе, а другая – сведения о категориях транспортных средств, доступных для управления.

Лицевая сторона прав

  • Сверху указывается название документа и его территориальная принадлежность.
  • Ниже слева предусмотрено место для цветной фотографии размером 3х4 см владельца прав.

Закон запрещает использовать в документах фотографии в головном уборе (исключения допускаются только по религиозным мотивам). А гражданам с плохим зрением нужно фотографироваться в очках с прозрачными стеклами.

  • Изображение дополняется подписью владельца в левом нижнем углу пластиковой карточки.
  • Справа, сразу под наименованием документа, указываются ФИО, дата рождения и регистрационные сведения (серия, номер, название организации и период действия удостоверения).
  • Ниже обозначается домашний регион и перечень разрешенных категорий транспортных средств.

Обратная сторона прав

  • Одним из главных нововведений является наличие штрих-кода, дублирующего полную информацию о владельце. Он располагается на обратной стороне в левой части водительских прав. Оставшееся пространство отводится под форму с расшифровкой категорий.
  • Напротив доступных к управлению видов транспорта указывается период действия водительского удостоверения.
  • Последним пунктом идет дополнительная информация о владельце. При отсутствии особых сведений туда обычно вносят продолжительность общего водительского стажа.

Все категории водительских прав с расшифровкой

В зависимости от типа транспортного средства, его массы и технических особенностей, права подразделяются на категории. Для управления многими из них предусмотрено отдельное обучение, а вот подкатегории чаще всего открываются автоматически. Чтобы окончательно разобраться в этом вопросе, рассмотрим особенности каждой категории водительских прав.

Основные категории водительских прав

Основными ограничениями, как и прежде, являются масса (как самого транспортного средства, так и его прицепа), количество пассажирских мест и в некоторых случаях мощность двигателя.

Категория «А». Владелец таких прав может водить мотоцикл с коляской или без общей массой до 400 кг. Сюда относятся трех- и четырехколесные транспортные средства, проходящие ограничения по массе.

Категория «B». Включает легковые автомобили общей массой до 3,5 тонн с количеством пассажирских мест до восьми. Кроме этого, допускается наличие прицепа до 750 кг или более. Последний вариант возможен в случае, если общая масса такого «автопоезда» не превышает установленные законом 3,5 тонны. Категория «В» подходит для всех легковых автомобилей, а также для управления джипами и микроавтобусами при условии соблюдения установленных ограничений.

Категория «BE». Является дополнительной к предыдущей категории и снимает ограничение на массу прицепа. То есть водитель с такими правами может возить прицепы массой более 750 кг автомобилями из категории «В». При этом учитывается и общая масса машины с прицепом – она не должна превышать 3,5 тонны.

Категория «C». Разрешает вождение автомобилей массой более 3,5 тонн, за исключением пассажирских транспортных средств, относящихся к категории «D». Если планируется использовать прицеп, то нужно следить чтобы его максимальный вес не превышал 750 кг.

Категория «CE». Во многом схожа с «BE», только относится к автомобилям категории «С». Также она снимает ограничение на массу прицепа.

Категория «D». Необходима для осуществления пассажирских перевозок в автомобилях и автобусах с количеством мест больше восьми. Сюда относится большая часть общественного транспорта. Что касается массы прицепа, то она по-прежнему должна укладываться в стандартные 750 кг.

Категория «DE». К ней относятся сочлененные автобусы и автотранспорт из категории «D», соединенный с прицепом массой более 750 кг.

Категория «М». Используется для вождения мопедов и легких квадрициклов. Такое право доступно владельцам водительских удостоверений любой категории.

Категории «Tb», «Tm». Дают право на управление троллейбусами и трамваями. Благодаря внесению поправок в закон эти категории стали обособленными. В удостоверениях старого образца подобное право отмечалось в «особых отметках».

Подкатегории водительских прав

Законодатели не ограничились введением новых категорий водительских прав. Сегодня в России действует еще шесть дополнительных подкатегорий, некоторые из них открываются автоматически.

Подкатегория «A1». К этой группе относятся мотоциклы с максимальным объемом двигателя 125 см3 и предельной мощностью 11 кВт. Среди транспортных средств этой категории такие характеристики имеет, например, скутер или квадроцикл. Владельцам прав категории «А» данная подкатегория присваивается автоматически.

Подкатегория «В1». Предназначена для управления трех- и четырехколесным автотранспортом с порожним весом до 550 кг. При этом предельная скорость транспортного средства не должна превышать 50 км/ч, а объем двигателя — 50 см3. Водительское удостоверение с подобной категорией пригодится для вождения трициклов и квадрициклов.

Обратите внимание, что вождение квадрИциклов и квадрОциклов предусматривает наличие водительских прав разных категорий. Для управления квадроциклом должна быть открыта подкатегория «А1».

Подкатегория «С1». Доступна для всех удостоверений с категорией «C». Разрешает управлять автомобилями от 3,5 до 7,5 тонн, исключая пассажирский транспорт категории «D». Допускается наличие автоприцепа до 750 кг.

Подкатегория «C1E». Открывается автоматически при получении прав категории «CE» и позволяет водить тот же автотранспорт подкатегории «C1», но с прицепом более 750 кг. При этом масса прицепа не может превышать аналогичный показатель самого авто без нагрузки, а общий вес автопоезда должен укладываться в 12 тонн.

Подкатегория «D1». Предусматривает управление пассажирским транспортом, имеющим в салоне от 8 до 16 мест без учета кресла водителя. Требования к прицепу стандартные – до 750 кг. Подкатегория «D1» доступна для всех водительских удостоверений категории «D».

Подкатегория «D1E». Разрешает вождение транспорта подкатегории «D1» с автоприцепом от 750 кг при условии, что его вес меньше или равен массе автомобиля без нагрузки. Общий весовой показатель автобуса с прицепом должен находиться в пределах 12 тонн. Кроме того, прицеп не может быть пассажирским – только грузовым.

Как открыть новую категорию в водительском удостоверении?

Нередки случаи, когда автолюбитель становится профессиональным водителем, а автомобиль из увлечения превращается в источник дохода. Как следствие такого перевоплощения возникает необходимость в открытии новой категории водительского удостоверения.

Для этого нужно сдать теоретический и практический экзамены в ГИБДД, предварительно пройдя обучение.

  • Не миновать автошколы тем, кто желает управлять более легким транспортом и получить категорию «B» при открытой категории «C», или открыть «A» при действующей категории «B».
  • Особые требования предъявляются к кандидатам на категорию «D». Чтобы получить право перевозить людей необходимо иметь не менее одного года стажа вождения транспорта категории «B», «C» или «D1». В течение такого же срока придется эксплуатировать ТС из категории «D», чтобы открыть «DE».
  • Новые правила коснулись и машин с автоматической трансмиссией. Для них выделена специальная подкатегория водительских прав, разрешающая ездить только на «автоматах». Чтобы пересесть на «механику» потребуется сдать практический экзамен в ГИБДД.

Выводы: каждая из категорий водительских прав, указанных на обратной стороне удостоверения, предназначена для вождения автомобилей определенной массы и назначения. Здесь важно понимать, что правила создаются не просто так, и для автомобиля каждой категории требуются особые навыки управления.

Несоответствие водительского удостоверения типу транспортного средства наказывается штрафом и эвакуацией машины на штрафстоянку. Чтобы не лишать себя средства передвижения и не рисковать честно заработанными, разумнее всего заранее подготовиться к смене автомобиля и своевременно получить новые права.

Как открыть категорию «М»

На сегодняшний день есть 2 способа это сделать, но в любом случае основное требование прав категории «М» трактуется следующим образом: возраст получателя прав от 16 лет и выше и отменное физическое состояние, чтобы медицинские противопоказания отсутствовали.

Автоматическое получение категории М

Если у водителя не открыта категория М, но любая другая категория водительских прав есть, то он имеет право управлять любым ТС, относящимся к категории М. Обучение, которое дает право открыть любую другую категорию в ВУ, автоматически открывает и «М»-категорию.

Внимание! Исключение составляют водители, которые прошли обучение на тракториста-машиниста и на руках у них находится соответствующее удостоверение, а также те, кто имеет права иностранного государства. Этой категории лиц управлять мопедом нельзя.

По этой причине не стоит ли подумать о том, чтобы пройти курс обучения на более высокую категорию, а не тратить свои средства на поэтапное открытие категорий в вашем ВУ.

При замене удостоверения водителя в ГИБДД, в новом формуляре прав автоматически проставится та категория, которая была и в старых правах, и категория «М» будет у правообладателя прав в любом случае красоваться на обратной стороне ВУ.

Обучение в автошколе на категорию М

Рассмотрим случай, когда нужно пройти обучение на категорию «М». Делается это в автошколе, но прежде, чем переступить ее порог и предварительно оплатить занятия, посетите медицинский центр, чтобы обзавестись справкой о состоянии здоровья.

Бывает и такое, что обучение оплачено, а у человека специалисты находят серьезные противопоказания с медицинской точки зрения на управление скутером. Таким образом можно потерять деньги, вложенные в обучение, но водительского удостоверения, которое выдается в ГИБДД, так и не увидеть.

Стоимость обучения на категорию М — от 18 тыс. руб. и выше. Обучаться можно с 14-летнего возраста, но только в 16 лет становится возможным получить настоящие права. Сдать экзамен на управление мотоциклом с объемом двигателя 125 см3 и выше, может гражданин с 18 полных лет.

Жизнь показывает, что выгоднее начать обучение на «А»- категорию, чтобы по окончанию иметь сразу 2 категории. В данном случае самоподготовка не допустима.

Как только обучающийся успешно сдаст теорию и практический курс вождения в автошколе, ему будет выдана водительская карточка. Но, чтобы обзавестись правами, ему еще предстоит сдать экзамен в ГИБДД.

Экзамен на категорию М

Экзамен на получение категории «М» состоит их 2-х частей: первая часть — это теория, вторая — практическое вождение.

Если ТС из категории повышенной опасности, то для его управления необходимо предоставлять медсправку специального образца.

Теория

Теоретический экзамен включает в себя: проверку знаний ПДД, насколько ученик освоил основы допуска ТС к эксплуатации, содержание тех законов РФ, которые определяют ответственность водителя за безопасность на дорогах и наказание за ее несоблюдение. Особым пунктом стоит умение оказать первую медицинскую помощь пострадавшему на дороге.

Теоретический экзамен имеет форму теста. В каждом билете — 20 вопросов с несколькими вариантами ответов и среди них нужно выбрать правильный. Существует и лимит времени, который дается на все ответы, и он составляет 20 мин. Как только истечет время, экзамен прекращают, независимо от того, успел экзаменуемый ответить на все вопросы или нет. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

Как только компьютером будет получен ответ на последний вопрос или истечет время, отведенное на экзамен, на мониторе высветится результат: либо «сдал», если отвечено на 18 вопросов из 20-ти, или «не сдал», если отвечающий не набрал 18 баллов при тестировании.

Комплект экзаменационных билетов ПДД на категорию М в теоретической ее части полностью копирует комплект билетов для сдачи теории на открытие «В»-категории.

Практический экзамен

Практический экзамен проводится сотрудником автоинспекции, который должен оценить: как экзаменуемый трогается с места, правильно ли разгоняется, маневрирует, умеет ли пользоваться зеркалами заднего вида и некоторые другие технические моменты.

Практические испытания заключаются в следующем:

  • №1 — оценивается умение выполнить габаритную восьмерку, змейку, маневрировать на скорости, соблюдать габаритный коридор;
  • №2 — умение произвести парковку и выезд с места парковки;
  • №3 — умение выбрать безопасное место для того, чтобы провести посадку или высадку пассажиров.

Следующее видео продемонстрирует описанные выше испытания:

Экзаменатор имеет право поставить следующие оценки: «сдал», если экзаменуемый превосходно справился со всеми испытаниями или «не сдал», если какие-то 2 упражнения были провалены. Практическое вождение по городу правилами не предусматривается.

Когда все экзамены будут пройдены, и в табеле по всем пунктам будет стоять «сдал», ученик получает заслуженное вознаграждение в виде водительского удостоверения.

Категория «М»: правила дорожного движения

Теперь, при получении законных прав, водитель может сесть за руль скутера или мопеда и перемещаться на нем по любым дорогам и трассам. Но при этом не нужно забывать о соблюдении ПДД, грубое нарушение которых может привести к лишению прав на любое ТС.

При управлении мопедом, водитель обязан соблюдать следующие правила:

  • не выезжать без шлема;
  • находиться всегда в трезвом виде (любое появление в пьяном виде приведет к лишению ВУ);
  • не садиться за руль до достижения 16-летнего возраста;
  • запрещено перемещаться на скутере по середине проезжей трассы, т.к. для этого предназначена только правая часть трассы. Можно пользоваться велосипедными дорожками для перемещения или обочиной тротуара лишь в том случае, если эти действия не приносят неудобств пешеходам;
  • не разрешается производить буксировку этого ТС, а также, чтобы скутер (мопед) выполнял роль буксира.

Можно надеяться, что введение новой категории «М» в правах положительно скажется на дорожной обстановке в целом.

На смену беспечности водителей этого вида транспорта в прошлом наконец-то придет ответственность за свои поступки, которая может очень дорого обойтись.

Опубликовано: 26-11-2018

Последнее обновление: 05-12-2018

Категория М в правах: что это

Специфика категории водительских прав «М» весьма проста: возможность управления мопедами (скутер/квадроцикл), с соответствием, их технических характеристик прописанным в ПДД требованиям, что выходит из определения п1.2 Правил ПДД мопед.

Интересно, что до апреля 2014 года по всем юридическим правилам мопед считался простым транспортным средством, а не механическим, поэтому не существовало обязанности получения удостоверения по управлению для него, в связи с тем, что п 2.1.1 ПДД предписывает наличие прав лишь у водителей транспортных средств механического типа.

Однако с 1 апреля законодательство подверглось изменению: скутеры официально были признаны механическими ТС, а водители в обязательном порядке были вынуждены открыть категории «М» в правах.

На текущий момент открытие категории «М» осуществляется и полностью одобрено в РФ, позволяя автошколам полноправно обучать новичков управлению скутерами, оказывая информационное содействие получения прав данной категории.

Водители, имеющие удостоверение с категорией: от А до E не обязаны проходить обучение или переквалификацию на «М» в связи с тем, что она присваивается автоматически с учетом наличия уже имеющейся любой другой (проще говоря по иерархической цепочке категория М ниже всех). В получении автоправ категории «М» с 2018 в автошколах требуется лишь людям, у которых вообще отсутствует водительское удостоверение.

Для получения категории «М» необходимо обучиться любой другой категории. Если поблизости нет автошколы, способной обучить конкретно категории «М», то самым доступным вариантом станет получение автомобильных прав категории «А». Либо поискать автошколу, способную оказать услугу обучения конкретной категории «М». Для получения данной категории существует возрастное ограничение — 16 лет и старше.

В ноябре 2013 года произошло разделение и иных направлений на подкатегории: из категории «B» создали подкатегорию — B1, не позволяющую управлять легковым транспортным средством массой до 3,5 т, что разрешает категория «B».

По аналогии, законодатель принялся исправлять и оставшиеся категории, в связи с чем категория «М» получила своеобразную независимость от остальных.

Цена и особенности обучения для категории М

На данный момент большинство автошкол уже имеют в наличии услугу обучать управлению мопеда.

В процессе анализа цен на обучение среди школ, можно выделить среднюю стоимость на данную услугу.

  • 7-12 тыс за теоретический курс, 16 занятий, 1-2 мес;
  • 16-26 тыс теория и практика вождение, 16 занятий и 10-18 ч «накатки», срок 1,5-2,5 месяца;
  • 20-34 тыс по системе «все включено». Срок обучения 2,5 мес, 16 занятий теории, 18 ч практики, экипировка.

Присутствие у обучающегося собственного средства передвижения и экипировки, позволит существенно снизить оплату практических навыков.

А также данное обстоятельство кратно сократит оплату в ГИБДД. «Новичку» не придется оплачивать аренду транспорта для демонстрации полученных умений сотрудникам инспекции.

Следует принять во внимание еще несколько важных моментов по специфике условий обучения, которые напрямую влияю на стоимость курса:

  1. Подавляющее число автошкол ориентированы на обучение в весенне-летне-осенний период, т.е. когда за окном тепло и сухо.
  2. Стоимость напрямую может зависеть от периода посещения (дни недели). Школы, предлагающие занятия по выходным, готовы оказать услугу несколько дороже.

Методика проверяющая успешное обучение, заключается в экзаменационных испытаниях на пред знаний:

  • теории ПДД;
  • базовых правил и положений ТС;
  • законов РФ обеспечивающих безопасность движения, а также ответственность в случае их нарушения.

Теоретический экзамен осуществляется на основе тестирования. Билет содержит 20 вопросов с несколькими вариантами ответов, из которых лишь один верный.

Вся процедура тестирования занимает не более 20 минут.

По окончании времени либо ответа на предложенные вопросы получается результат:

  • «Сдал» — более 18 правильных;
  • «Не сдал» — менее 18 верных ответов.

Помимо этого, есть и практическая часть, где потребуется демонстрация полученных навыков, в том числе — оказания первой медицинской помощи.

Проверка практического экзамена осуществляется сотрудником автоинспекции, который оценит приобретенные умения подопечного:

  1. трогаться;
  2. маневрировать;
  3. останавливаться;

Комплекс упражнений можно разделить из 3 составляющих.

Вождения скутера или мотоцикла по городу в рамках экзамена не предусмотрено. К экзаменам в ГИБДД допускаются только те претенденты на права, кто успешно прошел курс обучения в автошколе, имеющей на это лицензию. Самостоятельная подготовка не предусматривается. Удачная сдача экзаменов позволит получить водительское удостоверение установленного образца

К сдаче экзаменов на категорию «М» и «А1» могут допускаться лица, уже достигшие 16 лет. Для сдачи на ТС более 125 см3 существует порог — 18 лет.

Для каких транспортных средств

Водительское удостоверение в котором открыта категория «М», позволяет управлять маломощными транспортными средствами, объем двигателей которых не превышает 50 см³.

К такой автотехнике относят:

  • мопеды;
  • скутеры;
  • квадроциклы.

Принципиальной разницы в транспорте, которым можно управлять с автомобильной категорией А1 и А нет.

Категория А позволяет управлять мототранспортными средствами с объемом двигателя 125 см3., развивающих скорость до 50 км/ч и выше.

В свою очередь, подкатегория А1 позволяет управлять мотоциклами облегченного типа мощностью 50-125 см3 и до 11 кВт. В свою очередь «А1» можно получить водителю в 16 лет.

При наличии категории А, сдача А1 не требуется. К сожалению, обратного действия данное правило не предусматривает. Поэтому, если ТС не соответствует предполагаемым параметрам категории и у автоинспектора ГИБДД существуют претензии, то оправдать собственные действия не получится.

Вполне естественно, что большинство водителей, в частности, автомобилей, даже не догадываются о нововведении. Но им не стоит беспокоиться, так как наличие любой категории в их водительских удостоверениях позволят управлять облегченными ТС без опасений получить кару со стороны законодательства.

Конечно, нелишним будет ознакомиться с правилами передвижения на данных ТС и наездить несколько часов практики, так как четырехколесный и двухколесный друг имеют определенные различия.

Будьте бдительны и соблюдайте правила ПДД. Удачи на дорогах!

Дорогие читатели, данная статья могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией в форме ниже.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 350-74-42, Санкт-Петербург +7 (812) 309-71-92 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Категория м

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *