Структура ПФР схема

Структура Пенсионного фонда Российской Федерации

ПФР и подчиненные ему органы составляют единую централизованную многоуровневую систему, управляющую средствами обязательного пенсионного страхования в России:

  • 1) федеральный уровень — ПФР (правление, исполнительная дирекция);
  • 2) федеральные округа Российской Федерации — управления ПФР в федеральных округах (структурные подразделения ПФР);
  • 3) уровень субъектов Российской Федерации — территориальные отделения ПФР (в соответствующих регионах);
  • 4) местный — городской (районный) уровень — управления (отделения) ПФР в городах (районах).

На федеральном уровне управление пенсионной системой обеспечивается правлением ПФР и его исполнительным органом — исполнительной дирекцией. В субъектах Российской Федерации действуют региональные отделения ПФР, являющиеся юридически самостоятельными для выполнения возложенных на них функций по назначению и выплате пенсий. Местный уровень пенсионной системы составляют пенсионные управления (отделения, отделы), расположенные в районах и городах. Они в основном выполняют функции по назначению и выплате пенсий.

Руководство на федеральном уровне системой органов ПФР осуществляется правлением фонда и его постоянно действующим органом — исполнительной дирекцией. Правление ПФР выполняет следующие основные функции: определяет перспективные и текущие задачи развития государственной системы пенсионного обеспечения; утверждает годовые бюджеты фонда, сметы расходов на административные нужды, включая фонд оплаты труда нижестоящих пенсионных органов, исполнительной дирекции фонда, информационного центра персонифицированного учета (в дальнейшем — ИЦПУ), отчеты об исполнении годового бюджета фонда, составляемого на основе бухгалтерской отчетности; утверждает организационную структуру и штатную численность всех своих подразделений в пределах бюджетных назначений; назначает и освобождает от должности исполнительного директора ПФР и его заместителей, председателя ревизионной комиссии ПФР и руководителей его региональных отделений и пенсионных управлений; утверждает положения об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных отделениях ПФР; издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности фонда; решает другие вопросы, входящие в компетенцию фонда.

Правление ПФР как коллегиальный орган не является постоянно действующим. Поэтому для функционирования системы фонда создан постоянно действующий орган — исполнительная дирекция ПФР. На нее возложено решение следующих основных задач: формирование бюджетной политики ПФР и контроль за ее проведением; прогнозирование и анализ финансовых ресурсов фонда; оперативное перераспределение финансовых ресурсов фонда между регионами страны; ведение бухгалтерского учета и отчетности; актуарное прогнозирование долгосрочного развития пенсионной системы.

В своей деятельности ПФР и его нижестоящие органы взаимодействуют со многими министерствами, ведомствами, иными организациями и их структурными подразделениями по вертикали. К их числу относятся: Минздравсоцразвития России и Минфин России; Минэкономразвития России; Россвязь; ФСС РФ и фонды обязательного медицинского страхования; Росстат; Минюст России; Банк России; Сбербанк России; Внешэкономбанк; управляющие пенсионные компании; Федерация независимых профсоюзов России и подведомственные всем им нижестоящие органы.

Взаимодействие с органами законодательной, исполнительной власти, органами местного самоуправления и вышеперечисленными организациями позволяет ПФР осуществлять свою деятельность.

Важным направлением деятельности ПФР является организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, который был введен на территории отдельных административно-территориальных единиц субъектов РФ в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» , а также организация и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Сотрудниками Фонда проводится также работа по изучению и обобщению практики применения нормативных актов, регулирующих уплату страховых взносов в Пенсионный фонд, и внесению предложений в законодательные органы по ее совершенствованию. В компетенцию Фонда входит проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования.

Положение о ПФР предусматривает, что Фонд может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан, проводить разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.

Наконец, на Пенсионный фонд возложена обязанность осуществления межгосударственного и международного сотрудничества РФ, участие в разработке и реализации межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

В субъектах Российской Федерации ПФР имеет свои региональные органы — территориальные отделения ПФР. Они действуют на основе положения о территориальных органах ПФР, которое утверждается правлением ПФР, и создаются для осуществления государственного управления средствами обязательного пенсионного страхования и организации пенсионного обеспечения.

В число основных обязанностей территориального отделения ПФР входят: исполнение бюджета отделения в соответствии с плановыми показателями, утвержденными правлением ПФР; организация работы по учету средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, а также контроль за целевым использованием этих средств; финансирование расходов на выплату трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти; организация и ведение государственного банка данных по всем категориям страхователей, в том числе физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию; организация работы по назначению (перерасчету) и доставке трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, выплате трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти; организация работы по ведению базы данных по пенсионерам; организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета сведений обо всех категориях застрахованных лиц в соответствии с законодательством РФ о таком индивидуальном учете в системе пенсионного страхования; разрешение споров по вопросам уплаты взносов, назначения (перерасчета) и организации доставки трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, выплаты пенсий, социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, удержания из пенсий, взыскания излишне выплаченных сумм пенсий и т.д.; ведение учета страховых взносов физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию; решение других вопросов, отнесенных к компетенции отделения в соответствии с действующим законодательством РФ.

Обязательное пенсионное страхование на местах осуществляют районные (городские) управления, отделы ПФР (в дальнейшем — местные пенсионные органы). В отдельных населенных пунктах, например в крупных поселках, городах, могут учреждаться должности уполномоченных ПФР, которые подчиняются местным органам ПФР. Местные пенсионные органы являются правопреемниками органов социальной защиты населения — в части назначения, перерасчета и выплаты трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, а также социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

Местные пенсионные органы непосредственно подчиняются территориальному отделению ПФР. Содержание их работы разнообразно. Оно включает в себя самые различные по своему характеру виды работ, а именно: прием документов для назначения пенсий; назначение, перерасчеты, выплата пенсий; доставка пенсий; финансовое обеспечение пенсий; взаимодействие с иными государственными органами и учреждениями, организациями всех форм собственности; прием населения по пенсионным вопросам; работа с общественными организациями; ведение индивидуального (персонифицированного) учета; проверка соблюдения законодательства о пенсиях организациями всех форм собственности; организация и проведение учебно-методической работы по вопросам пенсионного обеспечения и т.д.

Для обеспечения своевременного финансирования выплат пенсий местные пенсионные органы (в отдельных регионах — центры по назначению и выплате пенсий) составляют и представляют в территориальные отделения ПФР в установленные сроки заявки на право расходования средств для осуществления в очередном плановом периоде (год, квартал, месяц) выплат, финансируемых бюджетом ПФР согласно законодательству.

В свою очередь территориальные отделения фонда направляют заявки в его исполнительную дирекцию на выделение им необходимого лимита финансовых средств.

Контроль за правильностью расходования пенсионных средств, в том числе за правильностью назначения, перерасчета, выплаты и доставки пенсий, осуществляется в двух формах:

Во-первых, проводится ведомственная контрольно-ревизионная работа в территориальных отделениях ПФР и организациях федеральной почтовой службы, которая осуществляется контрольными и другими структурными подразделениями ПФР и его территориальными отделениями, соответствующими контрольными службами органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Такой контроль проводится в виде ревизий, инвентаризаций, тематических проверок.

Во-вторых, существует вневедомственный контроль за правильностью расходования пенсионных средств, который могут осуществлять соответствующие контрольные службы финансовых, налоговых органов, Счетной палаты Российской Федерации и пр.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что результатом развития Пенсионного фонда является создание достаточно прочной системы пенсионного обеспечения населения, при которой такой важной задачей занимается не аппарат управления государством из средств государственного бюджета, а отдельно, специально созданный для этого государственный институт, занимающийся только непосредственно данной задачей, и использующий только собственные средства не входящие в какой-либо бюджет.

С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий.

По меркам истории почти два десятка лет — срок небольшой. Но социальная значимость сделанного огромна. В декабре 1990 года мы наблюдали переход от старой советской пенсионной модели к модели современной.

1.2. Структура Пенсионного фонда Российской Федерации

В соответствии с Положением «О Пенсионном Фонде РФ» от 27 декабря 1991г. № 2122-1. Руководство ПФР осуществляется правлением ПФР и его постоянно действующим исполнительным органом — исполнительной дирекцией.

В состав правления ПФР входят по должности председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор ПФР, а также управляющие двенадцатью отделений ПФР.

В состав правления ПФР могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей.

В работе правления ПФР могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями ПФР по республикам в составе Российской Федерации, руководители министерств и ведомств Российской Федерации, Банка России.

Организационная структура Пенсионного фонда Российской Федерации выглядит следующим образом:

Организационная структура Пенсионного фонда РФ

рис.1

Система Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов имеет трехуровневую структуру:

1) центральный аппарат (Исполнительная дирекция ПФР, Ревизионная комиссия ПФР);

2) отделения ПФР в субъектах Российской Федерации;

3) управления (самостоятельные отделы) ПФР в городах (районах).

Руководство Пенсионного фонда России осуществляет Правление и его постоянно действующий орган — Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально-государственных и административно-территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль над расходованием средств.

В связи с приказом УПФР в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) от 30 сентября 2009 г. № 237-оп структура государственного учреждения, действующая с 01 октября 2009 года представлена в приложении 1.

Субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица. Таким образом, в Законе отражены особенности и специфика обязательного пенсионного страхования. Для него свойственны руководящая роль государств и его организаторская и законотворческая функции. Государственная форма организации обязательного пенсионного страхования предопределяет существование в этом виде страхования единственного страховщика, т. е. субъекта, берущего на себя обязательство возместить страхователю ущерб или выплатить страховую сумму. Таким субъектом выступает государство, а точнее — ПФР. Монопольное положение ПФР в роли страхователя объясняется необходимостью осуществлять в соответствии с Конституцией РФ и российским пенсионным законодательством на всей территории страны и в отношении всех граждан единую пенсионную политику и использовать единую пенсионную систему. Объектами могут быть граждане России, иностранцы и лица без гражданства, которые занимались определенным видом общественно полезной деятельности. Это могут быть работники предприятий и организаций, государственные служащие, военнослужащие, работники правоохранительных органов, учащиеся, студенты, курсанты учебных заведений и другие категории граждан, на которых распространяется государственное социальное страхование.

>О структуре территориальных органов ПФР (с изменениями на 17 мая 2018 года)

О структуре территориальных органов ПФР

ПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 октября 2016 года N 900п

О структуре территориальных органов ПФР

(с изменениями на 17 мая 2018 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правления ПФР от 17 мая 2018 года N 258п.
____________________________________________________________________

В связи с передачей полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование органами Пенсионного фонда Российской Федерации налоговым органам Правление Пенсионного фонда Российской Федерации
постановляет:

1. Утвердить типовые структуры отделений Пенсионного фонда Российской Федерации и подведомственных им территориальных органов ПФР согласно приложениям 1-10 к настоящему постановлению и ввести их в действие с 1 января 2017 года.
________________
Структуры Отделения ПФР по г.Москве и Московской области и подведомственных ему территориальных органов ПФР; Отделения ПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области; Отделения ПФР по Республике Бурятия и подведомственных ему территориальных органов ПФР утверждаются отдельными решениями Правления ПФР.

2. Управляющим отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации:
утвердить штатные расписания отделения ПФР и подведомственных ему территориальных органов ПФР, руководствуясь типовыми структурами территориальных органов ПФР, утвержденными пунктом 1 настоящего постановления, до 17 октября 2016 года;
провести организационно-штатные мероприятия в строгом соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации;
представить в Департамент финансового обеспечения системы ПФР копии штатных расписаний отделения ПФР и подведомственных ему территориальных органов ПФР.

3. Установить, что управляющие отделениями ПФР при разработке и утверждении штатных расписаний территориальных органов ПФР в соответствии с утвержденными настоящим постановлением типовыми структурами в пределах утвержденных численности работников и фонда оплаты труда имеют право:
определять структуру отделения ПФР 1 группы по оплате труда работников согласно приложениям 1 или 2 настоящего постановления;
объединять несколько структурных подразделений территориального органа ПФР в одно или отдельные должности специалистов в одну с возложением на них выполнения функций объединенных подразделений или должностей в полном объеме. При объединении структурных подразделений наименование вновь созданного подразделения может содержать либо наименования объединенных подразделений, либо одного из них;
вводить в штатные расписания вместо управлений отделы с сохранением соответствующих наименований, вместо отделов группы, вместо групп должности специалистов, а также не включать в штатные расписания отдельные должности специалистов, утвержденные типовыми структурами;
вводить в штатные расписания территориальных органов ПФР должности работников обслуживающего персонала без образования административно-хозяйственного отдела (группы).

4. В структуру отделения Пенсионного фонда Российской Федерации, не имеющего подведомственных территориальных органов ПФР, может включаться клиентская служба.

5. Признать утратившими силу постановления Правления ПФР по перечню согласно приложению 11 к настоящему постановлению.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правления ПФР Чижик Л.И. и заместителя Председателя Правления ПФР Петрову Н.В.

Председатель
А.Дроздов

Приложение 1. Типовая структура отделения Пенсионного фонда Российской Федерации I группы по оплате труда работников

Приложение 1

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правления ПФР
от 5 октября 2016 года N 900п


________________
При централизованной выплате пенсий из структуры отделения ПФР исключается отдел организации выплаты пенсий.
К руководству относятся: управляющий отделением, заместители управляющего отделением, специалисты при руководстве, в том числе помощник управляющего отделением, специалист по гражданской обороне, специалист по охране труда.
Штатная численность отдела по защите информации может составлять 4 единицы.
Отдел (группа, специалист) обработки информации и администрирования баз данных может создаваться при необходимости за счет имеющейся численности специалистов.
Отдел организации работы клиентских служб может создаваться за счет имеющейся численности специалистов.
Отдел разработки информационных подсистем может создаваться в отделениях ПФР, которые являются разработчиками программного продукта.
Управление организации администрирования страховых взносов сохраняется на 2017 год и может быть численностью менее 20 единиц.
Примечание:
Штатная численность управления не может быть менее 20 единиц, отдела — не менее 5 единиц, группы — не менее 2 единиц.

Приложение 4. Типовая структура управления Пенсионного фонда Российской Федерации I группы по оплате труда работников

Приложение 4
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правления ПФР
от 5 октября 2016 года N 900п


________________
При централизованной выплате пенсий из структуры исключается отдел выплаты пенсий.
К руководству относятся: начальник управления, заместители начальника управления, специалисты при руководстве.
Отдел (группа, специалист) по осуществлению закупок создается при необходимости за счет имеющейся численности специалистов.
В управлениях ПФР, расположенных в центрах субъекта Российской Федерации, в случае необходимости, могут создаваться несколько клиентских служб.
Примечание:

1. Данной типовой структурой могут руководствоваться также управления ПФР, входящие в состав (структуру) отделения ПФР.

2. В структуру управления в пределах утвержденных численности и фонда оплаты труда работников могут вводиться специалист по охране труда и специалист (группа) по защите информации, а также специалист по взаимодействию со средствами массовой информации (в управлении ПФР, расположенном в городе с населением свыше 250 тыс.чел., не являющемся административным центром субъекта Российской Федерации).

3. Штатная численность отдела не может быть менее 5 единиц; группы — не менее 2 единиц.

Приложение 8. Типовая структура управления Пенсионного фонда Российской Федерации (межрайонного)

Приложение 8
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правления ПФР
от 5 октября 2016 года N 900п


________________
При централизованной выплате пенсий из структуры исключается отдел (группа) выплаты пенсий.
К руководству относятся: начальник управления, заместители начальника управления, специалисты при руководстве.
Отдел (группа, специалист) по осуществлению закупок создается при необходимости за счет имеющейся численности специалистов.
Клиентская служба может создаваться в каждом административном образовании.
Действующий отдел ПФР (без образования юридического лица) сохраняется на 2017 год.
Примечание:

1. Штатная численность отдела не может быть менее 5 единиц; группы — не менее 2 единиц.

2. Данная типовая структура может применяться для управлений ПФР (межрайонных), управлений ПФР в городе, обслуживающих несколько административных образований.

3. В структуру управления в пределах утвержденных численности работников и фонда оплаты труда может вводиться специалист по охране труда и специалист по защите информации.

Все органы фонда

Действующая в 2018 году структура ПФР включает следующие органы:

Название органа ПФР Чем занимается Дополнительная информация
Правление Руководит Фондом.

Проводит единую стратегию управления пенсионной системой России в соответствии с законодательством.

Определяет перспективные и текущие задачи Фонда.

Издает нормативные акты по вопросам пенсионного и социального обеспечения, а также деятельности ПФР в пределах своей компетенции.

Согласно структуре Пенсионного фонда РФ – одно на весь ПФР. Расположено в Москве.
Исполнительная дирекция Это исполнительный орган ПФР, который занимается:

  • управлением средствами ОПС в соответствии с законодательством РФ и решениями Правления ПФР;
  • руководит и контролирует деятельности отделений Фонда в регионах.
Исходя из структуры Пенсионного фонда Российской Федерации, она одна. Расположена в Москве.
Отделения Организуют пенсионное и социальное обеспечение во всех регионах России в соответствии с законодательством, решениями Правления ПФР и Исполнительной дирекции.

Руководят, контролируют и финансируют подведомственные территориальные органы Фонда.

На 2018 год по организационной структуре Пенсионного фонда их 84
Управления и клиентские службы Предоставляют услуги Пенсионного фонда участникам системы обязательного пенсионного страхования – гражданам и организациям Их порядка 2460. В силу действующей структуры Пенсионного фонда России – ведут свою деятельность во всех регионах под руководством отделений ПФР.
Ревизионная комиссия Ведомственный финансовый контроль в системе ПФР.

Оценивает надежность финансового контроля.

Готовит предложения по повышению эффективности финансового контроля.

Подтверждает достоверность бюджетной отчетности.

Готовит предложения о повышении экономности и результативности использования средств бюджета ПФР.

Согласно структуре органов Пенсионного фонда, состоит при Правлении
Межрегиональный информационный центр Осуществляет обработку сведений о пенсионных правах граждан в системе обязательного пенсионного страхования, защиту и безопасное хранение данных. Обеспечивает автоматизацию информационной системы Пенсионного фонда, ведет его базы данных и реестры граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи. С учетом структуры органов ПФР, состоит при Исполнительной дирекции. Расположен в Москве.
Центры по выплате пенсий и обработке информации Удаленно обеспечивают выплату пенсий и социальных пособий.

Обрабатывают документацию управлений ПФР о назначении и выплате пенсий.

Контролируют доставку пенсионных и социальных выплат получателям.

Особенность организационной структуры ПФР в том, что эти центры есть не в каждом регионе России, а только в 25.

Отметим, что схема структуры Пенсионного фонда РФ постоянно совершенствуется. Так, в 2017 году 274 управления и отдела ПФР в 44 регионах РФ были реорганизованы в 141 межрайонное управление.

В итоге, схема структуры Пенсионного фонда РФ в 2018 году включает в себя 2,46 тысяч подразделений, которые каждодневно обеспечивают работу пенсионной системы страны на федеральном и региональном уровнях.

Структура ПФР схема

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *